На рубеже XXI века в экономически развитых странах родилась характерная для новой эпохи постиндустриального развития новая стратегия управления предприятиями, краеугольным камнем которой является решающая роль человека в их деятельности.
Трудовые ресурсы, а если выражаться корректнее, человеческие ресурсы, являются главным ресурсом каждого предприятия. От качества и эффективности использования, которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность.
Человеческие ресурсы приводят в движение материально-вещественные элементы производства, создают продукт, стоимость и прибавочный продукт в форме прибыли.
Отличие человеческих ресурсов от других видов ресурсов предприятия заключается в том, что каждый наемный работник может отказаться от предложенных ему условий и потребовать изменения условий труда и модификации неприемлемых, с его точки зрения, работ, переобучения другим профессиям и специальностям, может, наконец, уволиться с предприятия по собственному желанию.
Организованные в профсоюзы трудовые ресурсы выступают в качестве субъекта переговоров с администрацией об условиях труда и его оплаты при заключении коллективных договоров на предприятии.
К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли.
Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства.
Важнейшей отличительной чертой рабочей силы является то, что она – носитель производственных отношений и ей присуще общественное и социально-экономическое содержание. Это обусловливает необходимость совершенствования распределения по труду в соответствии и изменяющимися условиями производства.
В современных условиях управление человеческими ресурсами организации является необходимым и неотъемлемым звеном системы управления в организации.
К сожалению, важность мероприятий по совершенствованию управления человеческими ресурсами в нашей стране не достаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ по системам управления. В то же время, имеется большой зарубежный опыт использования адаптационных техник, который только в последнее время стали перенимать отечественные кадровики.
В условиях введения нового механизма хозяйствования, перехода на хозрасчет, самофинансирования и самоокупаемости, что сопровождается значительным высвобождением и, следовательно, перераспределением рабочей силы, увеличением числа работников, вынужденных либо осваивать новые профессии, либо менять свое рабочее место и коллектив, важность проблемы управления человеческими ресурсами еще больше возрастает.
Несмотря на то, что проблема управления кадрами в организациях исследуется достаточно давно, на сегодняшний день в большинстве российских организаций отсутствует четкая система управления. Этим объясняется высокая текучесть и постоянный недостаток квалифицированных кадров.
Исходя из вышеизложенного, данная работа является актуальной, так как от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
Кроме того, в системе стимулирования труда ведущее место занимает заработная плата. Она является главным источником повышения благосостояния трудящихся, поскольку составляет три четверти их доходов.
Целью представленной дипломной работы выступает анализ использования человеческих ресурсов в Нижнекамском филиале Открытого акционерного общества «Акционерный инвестиционный коммерческий банк «Татфондбанк» и формулировка рекомендаций по совершенствованию системы управления человеческими ресурсами.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
- выявление сущностных характеристик человеческих ресурсов предприятия и их показателей;
- характеристика показателей использования человеческих ресурсов организации;
- рассмотрение общей характеристики анализируемого предприятия;
- анализ обеспеченности ОАО АИКБ «Татфондбанк» человеческими ресурсами;
- характеристика диагностических методов в сфере управления человеческими ресурсами;
- формирование механизма управления качеством человеческих ресурсов в ОАО АИКБ «Татфондбанк».
Объектом исследования в работе выступают человеческие ресурсы ОАО АИКБ «Татфондбанк».
Предметом исследования в работе являются механизмы совершенствования управления человеческими ресурсами анализируемого предприятия.
Источниками информации для анализа служат план по труду, статистическая отчетность «Отчет по труду», данные табельного учета и отдела кадров.
При написании данной дипломной работы использовались труды отечественных и зарубежных авторов, а также нормативная документация. В учебном пособии О.А. Заббаровой рассматривается содержание современных концепций учета труда и заработной платы.
В учебнике О.В. Ефимовой раскрыты основные тенденции изменения формата и анализа человеческих ресурсов, характерные для современного этапа развития экономики.
В учебно-практическом пособии А.Д. Ларионова дан анализ системы законодательного и нормативного обеспечения учета финансовых результатов и распределения прибыли в деятельности коммерческих организаций.
В учебном пособии Л.В.Донцовой даётся методика анализа человеческих ресурсов, по результатам которого принимаются управленческие решения.
В первой главе работы представлена сущностная характеристика человеческих ресурсов предприятия и их показателей, в частности, определены понятие и сущность человеческих ресурсов, а также выявлены показатели использования человеческих ресурсов в современной организации.
Во второй главе проведен анализ состояния и выявлены методы управления качеством человеческих ресурсов на примере ОАО АИКБ «Татфондбанк». В данной части автором представлена общая характеристика ОАО АИКБ «Татфондбанк» и осуществлен анализ обеспеченности ОАО АИКБ «Татфондбанк» человеческими ресурсами.
В третьей, заключительной главе автором представлены пути совершенствования системы управления человеческими ресурсами ОАО АИКБ «Татфондбанк». В частности, рассмотрены диагностические методы в сфере управления человеческими ресурсами как средство повышения эффективности организации, а также предложены мероприятия по совершенствованию механизма управления качеством человеческих ресурсов в ОАО АИКБ «Татфондбанк».
Научная новизна работы заключается в выявлении уровня качества человеческих ресурсов на примере анализируемого предприятия и, на основе проведенного анализа, в формулировке направлений совершенствования системы управления человеческими ресурсами ОАО АИКБ «Татфондбанк».
Сущностная характеристика человеческих ресурсов предприятия и их показателей