“Достопочтенному Дональду Риттеру, члену Палаты
представителей Конгресса США…”. Таким, казалось бы, старомодным обращением
начинается датированный маем 1991 года доклад Центрального
финансово-контрольного управления США Конгрессу на тему “О влиянии
практического применения всеобщего управления качеством (TQM) в отобранных
компаниях США на их работу”. Результаты обследования разнообразных компаний
показали, что управление качеством на базе TQM весьма существенно влияет на
эффективность деятельности как малых (до 500 служащих), так и крупных
организаций, а также производственных и сервисных фирм. И действительно,
сегодняшние лидеры мирового рынка – это прежде всего те предприятия, которые
применяют эффективные системы качества и с их помощью демонстрируют высокий
уровень качества своей продукции.
Еще в 70-х годах американские промышленники вдруг с
удивлением обнаружили, что доля продаж их продукции в мировой торговле начала
резко идти на убыль и что с помощью такого инструмента, как всеобщее управление
качеством (TQM), японцы начали вытеснять американцев с их же собственного
рынка. Анализ ситуации побудил американские промышленные компании следовать
японскому примеру, внедряя у себя системы качества, основанные на принципах
TQM. В начале же 90-х системой TQM заинтересовался Конгресс США и поручил
Центральному финансово-контрольному управлению подготовить доклад по этому
вопросу. В докладе были сделаны следующие выводы.
Почти во всех компаниях, внедривших всеобщее управление
качеством, отмечается улучшение взаимоотношений между служащими, повышение
производительности труда, увеличение доли продукции на рынке, повышение
прибылей и рост удовлетворенности потребителей. · Каждая из обследованных
компаний разработала свой метод внедрения TQM в соответствии с конкретной
ситуацией и исходя из своих возможностей и проблем.
Хотя компании совершенно различного типа и получили
существенную выгоду от внедрения своих конкретных TQM, ни одна из них не
получила эту выгоду сразу. При инициировании любой программы в области
управления качеством очень важно планирование определенного периода времени до
получения ощутимых результатов.
Однако знакомство с данным докладом вызывает сразу же
множество вопросов. Например, почему именно TQM, а не иные системы качества
(ИСО 9000, QS 9000 и другие)? Обеспечивает ли TQM успех на рынке и актуально ли
TQM сегодня? Как соотносится TQM с общей системой управления предприятием? И,
наконец, что же по сути представляет собой TQM? Ответы на эти вопросы могут
дать результаты анализа опыта США в реализации принципов всеобщего управления
качеством.