Актуальность
. В настоящее
время в число приоритетных проблем отечественной психологической науки входят
проблемы межличностного взаимовлияния, в том числе в сфере профессиональной
деятельности. Особый акцент в исследованиях данного направления делается на
манипуляции, психологический смысл которой заключается в скрытом управлении
личностными структурами другого человека с целью получение выгоды для себя.
Разные авторы сходятся во
мнении, что к важнейшим качествам манипулятора относятся достаточно высокий
уровень психического развития (пластичность, хорошая адаптивность, отсутствие
явной психической патологии и др.); низкий уровень эмпатии, эмоциональная
отстраненность от собеседника; невнимание к этическим, культурным ценностям и
нормам (отсутствие принципиальности, аморальность, цинизм, фальшивость,
ориентация на прагматические интересы и др.); потребность в самоутверждении за
счет другого; нарочитость и преднамеренность; отсутствие творческого начала и т.п.
Психологический портрет манипулятора представлен достаточно полно, но, на наш
взгляд, научную и особенно практическую ценность представляют характеристики
манипуляторов различных сфер профессиональной деятельности.
Манипуляции в бизнесе есть во
всех процессах, какие бы мы не вспомнили: планировании, контроле, организации,
переговорах, купле-продаже, инновациях, оценке персонала, командообразовании,
рекламе…
Манипуляцию определяют по
разному. К примеру, Е.В. Сидоренко дает определение: Манипуляция - это
преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к переживанию определенных
состояний, принятию решений и побуждению действий, необходимых для достижения
инициатором своих собственных целей.
Е.Л. Доценко считает, что
манипуляция - это вид психологического воздействия, искусное исполнение
которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не
совпадающих с его актуально существующими желаниями. Он же дает метафорическое
определение: "Манипуляция - это действия, направленные на "прибирание
к рукам" другого человека, помыкание им, производимые настолько искусно,
что у того создается впечатление, будто он самостоятельно управляет своим
поведением".
Г. Грачев и И. Мельник считают,
что психологическая манипуляция - это процесс использования различных
специфических способов и средств изменения (модификации) поведения человека или
целей, желаний, намерений, отношений, установок, психических состояний и других
его психических характеристик в интересах субъекта воздействия, и которые могли
бы не произойти, если бы адресат знал в достаточном объеме данные, относящиеся
к ситуации, в частности какие способы применялись по отношению к нему, или в
каких целях они использовались.
Цель исследования
-
провести анализ манипуляций и управления в организациях.
Задачи исследования
:
Рассмотреть теоретические основы
управления и манипулирования.
Проанализировать процессы
манипулирования в бизнесе.
Определить особенности
манипулирования в соотношении руководитель-подчиненный.
Провести исследование
психологического коллектива и личности руководителей в ОАО "Одилак".
Объект исследования
-
основополагающие характеристики манипулирования и управления. Предмет
исследования
- коллектив и руководители ОАО "Одилак".
Структура работы
: работа
состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и
матрицы терминов.
Теоретической основой
данной работы послужили работы таких авторов, как: Абакумова О.Г., Стародубов В.И.,
Сидоров П.И., и других.
Теоретические
основы управления и манипулирования