При осознании потребностей у человека
возникает желание их удовлетворить, а следовательно, интерес к тому, что
позволит это сделать. Однако интересы могут повлиять на поведение людей, стать
его мотивами только в случае реальной возможности их осуществить. Мотивы,
формирующиеся у человека под влиянием множества обстоятельств, «включаются» под
влиянием стимулов. Стимулы могут быть внутренними и внешними.
На основе внутренней мотивации люди
действуют спокойнее, быстрее, добросовестнее, тратят меньше сил, лучше
усваивают задания и знания. Но внутренне побуждение к действию является результатом
взаимодействия сложной совокупности потребностей, которые постепенно меняются,
и, чтобы мотивировать, руководитель должен определить эти потребности и найти
способ их удовлетворения.
Добиться желаемого поведения можно
двумя путями: подобрать человека с заданным уровнем внутренней мотивации или
воспользоваться внешней.
Соотношение различных мотивов,
влияющих на поведение людей, образует его мотивационную структуру; последняя
достаточно стабильна, но поддается целенаправленному формированию, например, в
процессе воспитания. У каждого человека она индивидуальна и обусловливается
множеством факторов: уровнем благосостояния, социальным статусом, квалификацией,
должностью, ценностями и проч.
Для успешного руководства людьми
каждый менеджер должен хотя бы в общих чертах представлять, чего хотят и чего
не хотят его подчиненные, каковы основные мотивы их поведения, в каком
соотношении они находятся, как можно воздействовать на них и каких результатов
при этом ожидать. Исходя из этого, он либо изменяет мотивационную структуру их
поведения, развивая желательные мотивы и ослабляя нежелательные, либо
осуществляет прямое стимулирование их действий.
В то же время необходимо отметить,
что между мотивацией и конечным результатом деятельности человека нет
однозначной связи, поскольку здесь вмешивается много случайных или субъективных
факторов, таких, например, как способности, настроение в данный момент,
понимание ситуации, влияние третьих лиц.
Цель работы
заключается в анализе существующих методов мотивации и разработке эффективных
методов мотивации преподавателей среднего профессионального образования.
Задачи данной работы:
1. дать
определение понятию «мотивация»;
2. рассмотреть
формы и методы мотивации;
3. показать
какие сейчас существуют материальные и неэкономические способы мотивации.
4. разработать
рекомендации по усовершенствованию процесса мотивации персонала.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ:
ИСТОРИЯ, СОДЕРЖАНИЕ