Проанализировать внутренние и внешние факторы, влияющие на
конкретную организацию
Внутренняя среда организации - та часть общей среды, которая находится в
ее пределах. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на
функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов,
состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности,
которыми располагает организация. Изучение внутренней
среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает
организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в
конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять.
Слабые стороны - это предмет пристального внимания со стороны руководства,
которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.
Информация о внутренней среде фирмы необходима менеджеру, чтобы
определить внутренний потенциал, на которые фирма может рассчитывать в
конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды
позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации. Важно то, что помимо
производства продукции, оказания услуг, организация обеспечивает возможность
существования своим работникам, создает определенные условия для их
жизнедеятельности.
Итак, методом экспертных оценок проведем анализ внутренней среды ООО
«А-маркет» по следующим направлениям:
Производственный процесс:
объем, структура, темпы реализации
товаров, номенклатура товаров; обеспеченность сырьем и материалами, уровень
запасов, скорость их использования, система контроля запасов, наличный парк
оборудования и степень его использования, ресурсные мощности, техническая
эффективность мощностей, местонахождение предприятия и наличие инфраструктуры;
экология, контроль качества, издержки и качество технологий, патенты, торговые
марки и т.п.
Персонал:
структура, потенциал, квалификация, количественный состав
работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы,
интересы и потребности работников.
Организация управления:
организационная структура, система управления,
уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства:
фирменная культура; престиж и имидж фирмы; организация системы коммуникаций.
Маркетинг:
товары, реализуемые фирмой, доля на рынке, возможность
собирать необходимую информацию о рынках, маркетинговый бюджет и его
исполнение, маркетинговые планы и программы, нововведения, имидж, репутация и
качество товаров, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование
Финансы и учет:
финансовая устойчивость и платежеспособность; прибыльность и
рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам). Собственные
и заемные средства и их соотношение: эффективная система учета, в том числе
учета издержек, формирование бюджета, планирование прибыли.
Рис. 1 Факторы внутренней
среды ООО «А-маркет»
В ходе проведенного
исследования выявлены следующие сильные и слабые стороны фирмы ООО «А-маркет»:
Сильные стороны:
- Дилерская
сеть в различных районах края
- Наличие
квалифицированного сбытового персонала
- Наличие
хорошей производственной базы (складские и офисные площади
- Широкая
номенклатура продукции
- Высокое
качество представляемой на рынок продукции
- Эксклюзивное
представительство крупного столичного поставщика
- Умеренная
цена
Слабые стороны:
- Недостаточная
степень "регуляризации" управления при росте объемов и сложности
задач
- Отсутствие
налаженных механизмов поиска и управления персоналом
- Недостаток
сбытовых сотрудников требуемой квалификации
- Отсутствие
интегрированной корпоративной информационной системы
- Трудности
подтверждения и обоснования качественных характеристик продукции
- Отсутствие
целенаправленной стратегии
- Не
использование нестандартных финансовых инструментов
- Слабая
ответственность и мотивация менеджеров направлений за результаты.