Конкурентоспособность

Конкурентной средой — называется рынок или его сегмент, где продавцы свободно соперничают за право продать товар покупателю.

На рынке товаров единственным арбитром между честно конкурирующими предпринимателями является потребитель, который, по словам П.Самуэльсона, голосует своим кошельком, выбирая наиболее устраивающий его товар. То место, которое занимает конкурент, те показатели, которых ему удалось достичь в ходе конкурентной борьбы, определяет его конкурентную позицию.

Конкурентная позиция — сравнительная характеристика основных рыночных параметров предприятия и его товара относительно конкурента.

Конкурентная позиция — сравнительная характеристика позиций, занятой предприятием по отношению к конкурентам. Для определения конкурентной позиции используются количественные характеристики и, в частности, статистические показатели.

Наличие конкуренции на рынке товаров или услуг, на котором действует предприятие, требует от него обеспечения определенной конкурентоспособности или, в противном случае, грозит вытеснением его с данных рынков.

Конкурентоспособность - это способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, то это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность является главным фактором успеха. Однако к настоящему времени в этом направлении сделано явно недостаточно. Стандарты ISO 9000, а также законы Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", "О защите прав потребителей", "О стандартизации",введенные в 1993 г., проблемы конкурентоспособности затрагивают частично.

Особенности понятия "конкурентоспособность" применительно к разным объектам приведены в таблце 1.1. [1, стр.41-44].

Таблица 1.1.

Особенности понятия "конкурентоспособность" применительно к разным объектам

Объект  

Что характеризует его конкурентоспособность  

Основные требования к объекту  

1  

2  

3  

Нормативные

акты  

Степень удовлетворения потребностей в данном виде нормативного акта, возможность его использования в теории и на практике

Соответствие международным нормам, применение при разработке системного и комплексного подходов, обоснованность и перспективность требований

Научно-

методические

документы

Степень удовлетворения потребностей в данном виде документа, возможность его использования в теории и на практике

Соответствие международным требованиям по экологичности, взаимозаменяемости, безопасности применения объекта, использование мировых достижений, применение современных подходов, методов исследований и разработок

Проектно-

конструктор-ская документация

Степень соответствия в документации показателей качества и экономичности объекта требованиям конкретного рынка к моменту внедрения объекта у потребителя

Применение современных методов разработок, опережающей базы сравнения при планировании обновления объекта, соответствие международным требованиям (при необходимости) и требованиям потребителей

Технология

Возможность по данной технологии изготовить качественную и экономичную продукцию в соответствии с

конструкторско-технологической документацией

Обеспечение мобильности технологии, оптимальности уровня автоматизации и механизации процессов, минимальных потерь ресурсов

Производство  

Способность производства

как сложной открытой организационно-экономической системы прогнозировать свое будущее, выпускать

конкурентоспособную продукцию и обеспечивать за счет этого достаточную для нормального функционирования и развития прибыль

Использование прогрессивной технологии, современных методов менеджмента, своевременное обновление фондов, обеспечение гибкости производства, пропорциональности, параллельности, непрерывности, прямоточности, ритмичности процессов и устойчивости функционирования фирмы

Выпускаемая

продукция

(выполняемая

услуга)

Степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшей аналогичной продукцией, используемой на данном рынке.

Наличие сертификата качества

Обеспечение качества и экономичности продукции (услуги) на уровне не ниже требований конкретной группы потребителей в соответствии с результатами сегментации рынка на момент внедрения продукции у потребителей

Рабочий

Умение выполнять требования технологии по всем параметрам (качество, количество, затраты, сроки)

Знание квалификационных требований в соответствии с имеющимся разрядом, ведение нормального образа жизни

Специалист

Умение разработать конкурентоспособную документацию на объект

Знание и применение современных методов исследований и разработок

Менеджер

Умение разработать систему обеспечения конкурентоспособности данного объекта, управлять коллективом по достижению целей системы

Знание и применение современных методов исследований и разработок, методов формирования коллектива, организации и мотивации труда, укрепление здоровья, повышение уровня культуры

Ценные

бумаги

Обеспечение ликвидности соответствующих бумаг на рынке ценных бумаг

Возможность покрытия рыночной стоимости ценных бумаг соответствующим активом, обеспечение устойчивости финансового учреждения, комплексная защита ценных бумаг, их страхование

Инфраструктура (внешняя среда)

Степень соответствия инфраструктуры данного производителя международным нормативам (достижениям) по экологии, удовлетворению физиологических, духовных и социальных потребностей человека, качеству работы объектов производственной инфраструктуры

Обеспечение (в перспективе) качественных и количественных нормативов социальной и производственной инфраструктуры страны, региона, фирмы международным нормативам (достижениям)

Информация

Повторяемость конкретной информации на фирме, в регионе, стране, за рубежом

Обеспечение достоверности, обоснованности, новизны, конкретности, системности информации

Фирма

(организация,

учреждение)

Выпуск конкурентоспособного объекта и устойчивая финансовая деятельность фирмы

Обеспечение удельного веса конкурентоспособного объекта на внешнем рынке не менее 20%, на внутреннем не менее 60%, устойчивости, надежности, перспективности и эффективности фирмы

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5