- комплексность анализа;
- системный подход в изучении объектов анализа;
- анализ должен быть объективным, конкретным и точным, т.е. базироваться
на достоверной, проверенной информации и реально отражать результаты деятельности предприятия;
- анализ должен быть эффективным и воздействовать на хозяйственную деятельность предприятия;
- анализ должен быть оперативным и проводиться по плану;
- широкий круг работников должен принимать участие в анализе и ознакомлении его результатов для повышения эффективности производства.
Методика анализа заключается в совокупности способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы.
Различают общую (одинаковую для всех отраслей экономики) и частную (для определенной отрасли, объему исследования) методики.
Основные элементы:
1. Цель и задачи
2. Объекты анализа
3. Система показателей
4. Описание способов исследования
5. Источники данных
6. Указания по организации анализа, подбору технических средств
7. Требования к оформлению результатов анализа
8. Субъекты (потребители) результатов анализа.
Методика комплексного анализа (этапы):
1. Уточняются объекты, цель и задачи анализа.
2. Разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, характеризующих данный объект.
3. Сбор и подготовка информации к анализу.
4. Сравнение результатов деятельности с планом, с данными прошлых периодов, со средними и лучшими по отрасли и т.д.
5. Факторный анализ.
6. Выявление неиспользованных и перспективных резервов.
7. Общая оценка результатов анализа, разработка мероприятий по выявленным недостаткам и резервам [4,стр. 9-14].
Управление конкуренцией преследует цели обеспечения наиболее выгодных позиций для завоевания или удержания конкурентных преимуществ. Необходимо оценить потенциальные возможности конкурентов, оценить их действия и степень конкурентной угрозы, предугадать действия конкурентов. Методы конкурентной борьбы чрезвычайно разнообразны и редко повторяются, но из множества приемов, используемых в этой борьбе, имеет особое значение получение и использование исчерпывающей информации о конкуренте, что уже обеспечивает конкурентное преимущество. Исследование конкуренции и знание конкурентов, их характеристика — необходимое требование эффективного управления. Конкурентный анализ является непременным условием рыночного успеха.
Конкурентный анализ — оценка и прогноз возможностей и действий конкурентов на основе изучения собранной информации и экспертных заключений.
Целью конкурентного анализа рыночного предприятия служит выявление наличия и типа конкуренции, оценка интенсивности конкуренции, характеристика и моделирование факторов конкуренции.
Перед конкурентным анализом ставятся следующие задачи:
• выявление фактических и потенциальных конкурентов, определение числа, вида и размера конкурирующих предприятий и организаций;
• расчет доли рынка, занимаемой конкурентами;
• характеристика интенсивности и направленности конкуренции (оценки конкурентного преимущества);
• выявление возможностей и конкурентоспособности основных соперников на рынке (их сильные и слабые стороны, их стратегия, оценка конкурентоспособности их товаров);
• анализ и прогнозирование поведения конкурента на рынке, прогнозная оценка реакции конкурента на те или иные маркетинговые действия.
Конкурентный анализ начинается с констатации наличия или отсутствия конкурентов на данном рынке (сегменте, нише). Он позволяет оценить возможности появления новых конкурентов, угрозы со стороны товаров-заменителей, конкурентные проявления деятельности поставщиков и клиентов. В процессе конкурентного анализа необходимо определить рыночный потенциал предприятия и сравнить его с потенциалом конкурирующих предприятий/фирм. Потенциал предприятия определяется его возможностями и достижениями, которые обеспечили бы его конкурентное преимущество и позволили выполнить поставленные оперативные и стратегические задачи. Чтобы обеспечить свою конкурентоспособность, потенциал предприятия должен быть достаточным, чтобы в условиях конкурентной борьбы удержать и расширить собственную долю рынка. Потенциал рынка — понятие шире потенциала предприятия. Он определяется способностью/возможностью купить и/или потребить соответствующие товары. Потенциал рынка обычно соответствует возможному (запланированному) объему продажи/поставки товаров, как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
Рыночный потенциал предприятия — комплекс возможностей и достижений, обеспечивающих конкурентное преимущество и выполнение поставленных целей.
Перейти на страницу:
1 2 3