Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается хозяйственная деятельность предприятий торговли. Розничный товарооборот должен изучаться и оцениваться как в действующих (продажных), так и в сопоставимых ценах. Для определения розничного товарооборота в сопоставимых ценах необходимо фактический его объем за период, с которого изменились цены, разделить на индекс розничных цен на товары. Проводя анализ, следует установить, как развивается розничный товарооборот, как удовлетворяется спрос на товары, как торговое предприятие улучшает структуру товарооборота, обеспечивает повышение в нем доли высококачественных товаров, активно воздействует на формирование потребностей, эстетических вкусов людей, их благосостояние.
Таблица 2
Динамика розничного товарооборота магазина «
Colin’
s» за 2007-2009 гг.
Год |
Фактический товарооборот (руб.) |
Цепной темп роста,% |
Базисный темп роста,% |
В действующих ценах |
В сопоставимых ценах |
В действующих ценах |
В сопоставимых ценах |
В действующих ценах |
В сопоставимых ценах |
2007 |
67353 |
67353 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
2008 |
81728 |
69852,991 |
121,343 |
103,712 |
121,343 |
103,712 |
2009 |
101032 |
91847,27273 |
123,6198 |
131,4865 |
150,004 |
136,36701 |
При анализе динамики товарооборота необходимо определить и изучить среднегодовой темп его роста. Среднегодовой темп увеличения товарооборота и других показателей хозяйственной деятельности может быть исчислен с помощью логарифмов по формуле средней геометрической:
Где Тф − фактический товарооборот;
Тб − базовый товарооборот;
п – количество анализируемых периодов.
% (в действующих ценах)
% (в сопоставимых ценах)
Из таблицы видно, что за последние три года розничный товарооборот увеличился на 33679 тыс. руб., что составляет 50% к фактическому товарообороту 2007года. Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема розничного товарооборота) на 39,0%, что составило 24494,27273 тыс. руб. (91847,27273-67353), и в связи с увеличением розничных цен на товары - на 7366,7 тыс. руб. (101032-93665,3).
Розничный товарооборот фирмы за 2009 год в сопоставимых ценах составил 91847,27273 тыс. руб., а темп роста по отношению к 2007году составил всего 36%. Следовательно, за счет ценового фактора (повышение розничных цен на товары) увеличился товарооборот предприятия. Количество реализованных товаров увеличилось в 2008году на 21,343%, в 2009году на 23,6198%. Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров) отмечаются довольно высокие.
Определим удельный вес каждого квартала в годовом товарообороте.
Таблица 2.1
Товарооборот в поквартальном разрезе в действующих ценах за 2008− 2009год
Кварталы |
2008 год |
2009 год |
Отклонение (-), (+) |
Темп отклонения,
(%) |
Сумма,
руб. |
Удельный вес,% |
Сумма,
руб. |
Удельный вес,% |
I квартал |
18993 |
23,239 |
24360 |
24,111173 |
+5367 |
128,2578 |
II квартал |
21917 |
26,817 |
22014 |
21,789136 |
+97 |
100,4426 |
III квартал |
20198 |
24,7137 |
26328 |
26,05907 |
+6130 |
130,3495 |
IV квартал |
20620 |
25,23 |
28330 |
28,040621 |
+7710 |
137,3909 |
Итого |
81728 |
100,00 |
101032 |
100,00 |
19304 |
123,6198 |
Перейти на страницу:
1 2 3