Анализ среды – это очень важный для выработки первичной стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами, сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде.
Организация изучает среду, чтобы обеспечить успешное продвижение к своим целям. Поэтому в структуре процесса стратегического управления вслед за анализом среды должно следовать установление миссии организации и её целей.
SWOT-анализ производится на основе ранее выполненного анализа внешней и внутренней среды предприятия. В ходе него все факторы, воздействующие на предприятие, делятся на четыре группы:
В первом и во втором пунктах SWOT-анализа описывается само предприятие и его работа.
Strength – сила (английский). Другими словами в этом пункте описываются сильные стороны фирмы, её преимущества по сравнению с конкурентами, то, чем она привлекает к себе клиентов, чем выделяется среди других компаний.
Weakness – слабость (английский). Здесь анализируются слабые стороны фирмы, недостатки по сравнению с конкурирующими компаниями, то, чем другие фирмы привлекают к себе потребителей
В последних двух пунктах SWOT-анализа описывается рынок реализации продукта или услуги, его положительное и отрицательное воздействие, что хорошего и плохого сулит деятельность на данном конкретном рынке.
Opportunity – возможность (английский). В этом пункте характеризуются возможности, предоставляемые рынком, что фирма может сделать для достижения поставленной цели, меняя своё воздействие на рынок.
Threat – угроза (английский). Здесь описывается негативное влияние рынка на деятельность фирмы, угрозы со стороны государства и конкурентов.
Сначала, с учетом конкретной ситуации, в которой находится предприятие, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз и возможностей (таблица 6).
Таблица 6.
SWOT-анализ.
Сильные стороны предприятия |
Слабые стороны предприятия |
Высокое качество выполняемых работ.
Квалификация персонала.
Дружеская атмосфера в коллективе.
Территориальное расположение предприятия.
Сформированный имидж предприятия.
Ассортимент предлагаемых услуг.
Обязательное оформление гарантийных обязательств перед клиентом.
Наличие торговой марки.
Возраст персонала.
Уровень технологии.
Возможность безналичного расчета с клиентами.
Наличие демонстрационного зала.
Есть примеры ранее выполненных работ. |
Плохая организация деятельности и, особенно, менеджмента.
Ограниченность площадей.
Убогий внешний и внутренний вид помещения.
Недостаток оборотных средств.
Невзаимозаменяемость сотрудников.
Высокая цена на наши услуги.
Достаточно специфический вид деятельности.
Проблемы с документооборотом на товары.
Недостаточное разнообразие оказываемых услуг.
Отсутствие сбытовой сети.
Слабый внутренний контроль (ОТК).
Большие сроки исполнения работ.
Недостаточный ассортимент предлагаемых к продаже товаров.
Не работаем в выходной день |
Возможности предприятия |
Угрозы предприятию |
Невысокий темп инфляции и стабильный, высокий по отношению к рублю курс доллара США, как следствие создание относительно благоприятной ситуации для развития производства.
Все расчеты с потребителями производятся в денежной форме.
Наличие некоторых специфических основных средств.
Можно изменить юридический статус предприятия.
Есть некоторые виды работ, которые не делают конкуренты.
Можем позволить себе диверсифицировать деятельность предприятия.
Официальное представительство в Брянске некоторых известных торговых марок. |
Рост числа подпольных, нерегистрирующихся конкурентов.
Трудности с приемом на работу квалифицированных сотрудников.
Высокий уровень налогов.
Активизация деятельности милиции, торговой инспекции и налоговиков, в случае, когда нужны деньги в бюджет.
Местное законотворчество.
Требования органов лицензирования.
Совершенствование конструкции отечественных автомобилей.
Привыкание потребителя к низким ценам, предлагаемым в гаражах.
Опасность прихода на региональные рынки мощных финансовых групп Москвы. |
После того как составлен конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей, наступает этап установления связей между ними. К сожалению, рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения предприятия сейчас не представляется возможным. Эта работа требует большого опыта и специфических знаний. Пока, чтобы не получилось профанации, можно сделать лишь общие выводы.