Исследуем, что понимается под живым организмом физиологами и психологами. Это - система, которая, во-первых, сохраняет «свою системную тождественность сама с собой, несмотря на непрерывный поток, как энергии, так и вещества субстрата, проходящих через нее». За малым исключением ни один индивидуальный атом в организме не задерживается в составе его клеток дольше сравнительно краткого времени. Однако организм «остается сегодня тем же, чем вчера, и его жизнедеятельность сегодня обуславливается всей его предшествующей жизнью. Во-вторых, при всем этом организм на всех ступенях и этапах своего существования непрерывно направленно изменяется». При этом организм, осуществляя свои «движения» во внешнем мире, «не просто взаимодействует со средой, но активно воздействует на нее, изменяя или стремясь изменить ее в потребном ему отношении (выделено нами, П.У.) ». Эти особенности «живого организма» учитываются в рамках антикризисного управления. Определяя рефлекторный круг, порождающий движения организма, русский классик психологии и физиологии, Н.А. Бернштейн, указывает на безусловные, или врожденные, рефлексы, а также «все выработанные прижизненно, но столь же полно зависящие от пускового сигнала реакции из обширного класса условных рефлексов, как человека, так и животного». С другой стороны, отмечает он далее, «…мы встретимся с действиями, для которых пусковой или спусковой сигнал вообще не играет решающей роли и может вовсе отсутствовать. Эти- то действия… являются тем, что принято называть произвольными действиями». Объясняется это, прежде всего, тем, что «при каждом движении возникают сложные и запутанные непроизвольные силы отдачи (реактивные силы)», которые зависят от того, в каком положении и при каких обстоятельствах организм начинает свои действия. Наконец, это является следствием преодоления инерционных сил собственного движения, а также внешних сил, например, сопротивления окружающей среды, противника и т.д. Организм может сделать свои движения управляемыми и отвечающими поставленной задаче только на основе непрерывного слежения и контроля за их протеканием через посредство датчиков – своих органов чувств (осязания, обоняния, вкуса, зрения и т.д.). В этой связи «последовательность в возникновении и реализации любого действия из класса так называемых произвольных движений можно представить в виде следующих этапов. На первом этапе организмом воспринимается и оценивается ситуация, «т.е. обстановка и сам индивид, включенный в нее». Затем «индивид определяет, во что нужно ему превратить эту ситуацию, что посредством его активности должно стать вместо того, что есть». Наконец, пишет далее Н.А.Бернштейн, индивидом определяется: «3) вот что надо сделать, 4) вот как, с помощью каких наличных двигательных ресурсов надо это сделать». Эти два микроэтапа представляют собой уже программирование решения определившейся задачи. За ним последует фактический процесс ее двигательного решения».
Для того чтобы наметить движение, организму необходимо создать «в какой- то форме образ того, чего еще нет, но что должно быть». Такое моделирование будущего возможно «только путем экстраполирования того, что выбирается мозгом из информации о текущей ситуации, из «свежих следов»… непосредственно предшествовавших восприятий, из тех активных проб и прощупываний, которые относятся к классу действий (выделено цветом нами, П.У.)». Следовательно, физиологические процессы (мышечные, биохимические, психические) любого организма, как в целом, так и на уровне его органов, клеток и клеточных структур, ориентируются на предыдущий опыт своей жизнедеятельности, т.е. на динамические стереотипы (поведения). Таким образом, «рефлекторный круг» Н.А. Бернштейна, который включает в себя систему условных и безусловных рефлексов (т.е. «рефлекторные дуги», известные по классической физиологии), а также систему «произвольных действий», описанных в приведенных выше цитатах из его работ, является системой динамических стереотипов поведения. Без этих динамических стереотипов (поведения) экстраполяция в будущее была бы не возможна. Следует также отметить, что представление живого организма, в первую очередь человека, о себе и окружающем мире также основывается на прошлом опыте. Некоторой иллюстрацией последнего вывода служит опыт, который автор статьи проводил в учебных аудиториях. Половине учебной группы раздавался рисунок, на котором содержался схематичный образ пожилой женщины. Другой половине группы – рисунок, содержащий схематичный образ юной девушки. Затем всем студентам раздавался один и тот же новый рисунок, на котором, приглядевшись, можно увидеть и черты старухи и черты молодой женщины. В большинстве случаев студенты были запрограммированы своим предыдущим опытом: соответственно, те, кто видел ранее образ старухи, продолжал видеть пожилую женщину, кто ранее видел девушку - находили молодую девушку и на новом рисунке. Точно также в старом известном анекдоте один слепец, ощупывая хобот слона, полагал, что это ствол дерева, а другой угадывал в нем веревку. Особо подчеркнем важные мысли из другой области знаний. Динамические стереотипы (поведения) – это система наработанных у любого человека, алгоритмов поведения, привычек. Они 1) определяют физиологию живого организма на мышечно-сухожильном, биохимическом и психическом уровнях. Они 2) очень устойчивы, и 3) очень часто возникают как «побочные продукты». Сама естественная потребность, из-за удовлетворения которой тот или иной динамический стереотип изначально возникает, может отмереть, измениться. Однако 4) возникший таким образом динамический стереотип поведения, сам превращается в самостоятельную потребность, без удовлетворения которой этот человек далее уже не мыслит своего существования. В дальнейшем по этому же принципу нарабатываются все новые и новые динамические стереотипы поведения. Старые привычки, ставшие к этому моменту потребностями организма, 5) существенно определяют поведение человека. В свою очередь, эти новые потребности, нарастая как снежный ком, образуют все новые и новые привычки (стереотипы поведения). Все это формирует мощную очень консервативную систему, которая обладает своим собственным мультипликактивным эффектом.