Существуют различные способы мотивации, из которых назовем следующие:
Нормативная мотивация – побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т.п.;
Принудительная мотивация, основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований;
Стимулирование – воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ – стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.
Первые два способа мотивации являются прямыми, ибо предполагают непосредственное воздействие на человека, третий способ – стимулирование – косвенный, поскольку в его основе лежит воздействие внешних факторов – стимулов.
Методы стимулирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.
В общем, методы мотивации можно классифицировать на:
Экономические (прямые) – повременная и сдельная оплата труда; премии за качественные и количественные показатели труда;
Экономические (непрямые) – предоставление льгот в оплате жилья, транспортного обслуживания, питания на предприятии;
Не денежные – повышение привлекательности труда ,продвижение по службе, участие в принятии решений на более высоком уровне, повышение квалификации, гибкие рабочие графики выхода на работу и др.
Основными формами мотивации работников предприятия являются:
Заработная плата, как объективная оценка вклада работника в результаты деятельности предприятия.
Система внутрифирменных льгот работникам:
эффективное премирование, доплаты за стаж, страхование здоровья работников за счет предприятия, предоставление беспроцентных ссуд, оплата расходов на проезд к месту работы и обратно, льготное питание в рабочей столовой, продажа продукции своим работникам по себестоимости или со скидкой;
увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков за определенные успехи в работе;
более ранний выход на пенсию, предоставление права выхода на работу в более удобное для работников время и т.д.
Мероприятия, повышающие привлекательность и содержательность труда, самостоятельность и ответственность работника.
Устранение статусных, административных и психологических барьеров между работниками, развитие доверия и взаимопонимания в коллективе.
Моральное поощрение работников.
Повышение квалификации и продвижение работников по службе.