Как структурные, так и общие кризисы ослабляют способность экономики к саморегулированию и возрастает роль государственной антикризисной политики. Эта роль государства усиливается в переходной экономике России.
Антикризисное управление – это процесс, с помощью которого государство осуществляет воздействие на экономику с целью сокращения сроков и уменьшения глубины кризиса, преодоления отрицательных последствий экономического кризиса.
Ларионов И.К. дает такое определение антикризисного управления: «Это система управленческих мер по диагностике» предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлении и их причин на всех уровнях экономики»[12].
Исходя из данного определения, антикризисное управление требует использования важнейших экономических и управленческих дисциплин: анализ финансовой деятельности, финансовый менеджмент, стратегическое планирование, экономическая теория, статистика, основы предпринимательства и др.
Антикризисное управление обусловлено основными социально-экономическими функциями государства.
Первая функция – это обеспечение баланса экономических интересов субъектов хозяйствования и государства с помощью экономической, бюджетной, налоговой, финансовой, кредитно-денежной, промышленной, инвестиционной, структурной, региональной политики и проведения определенных предупредительных мер для сбалансированного развития экономики. Вторая функция – социальная. Государство должно создать условие для социального партнерства, для развития социальной сферы, которая не может функционировать только по законам рынка. Третья функция – стратегическая, т.е. обеспечение своевременной эффективной трансформации экономики в целях устойчивого роста не только в текущем периоде, но и в перспективе. Эта функция особенно значима в транзитивной экономике России, поскольку переход к рынку усиливает кризисные процессы, обостряет противоречия интересов субъектов хозяйствования. К тому же быстро изменяется конъюнктура рынка и к этим процессам необходимо адаптировать как социально-экономическую политику государства, так и экономические меры на уровне микроэкономики.
Стратегическая функция государства, т.е. формирование стратегии социально-экономического развития на ближайшие 10–15 лет в настоящее время является приоритетной. Она выступает одновременно стабилизационной функцией, поскольку позволяет обеспечить устойчивые темпы роста экономики, снижение безработицы, рациональную занятость населения, стабилизирует уровень цен. Государство с помощью антикризисного управления обеспечивает занятость и максимальный уровень производства.
Следовательно, суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:
• кризисы можно прогнозировать, предвидеть и вызывать;
• их можно ускорить в определенной мере и можно отодвинуть во времени;
• к кризисам необходимо готовиться, чтобы они не были внезапными и обусловили серьезные социально-экономические последствия;
• кризисы можно смягчать;
• управление в условиях кризиса требует особых подходов, знаний, опыта;
• кризисными процессами можно управлять в определенных пределах;
• управление процессом выхода из кризиса позволяет минимизировать его последствия[13].
Поскольку кризисы могут быть общими, структурными и системными, то и антикризисное управление имеет специфику. Она проявляется в разработке особых процессов управления и механизма антикризисного регулирования экономики.
Перейти на страницу:
1 2 3