Организация
труда есть определенное сочетание во времени и пространстве всех основных
элементов трудовой деятельности для достижения некоторых заранее поставленных
целей по производству материальных благ, культурных ценностей, услуг, научных
результатов и т.д. В экономике труда организация труда рассматривается как один
из организационных факторов, содержание которого выражено в конкретных формах и
методах соединения людей и техники в процессе труда.
Труд
людей в процессе производства организуется под воздействием развития
производительных сил и производственных отношений. Поэтому организация труда
всегда имеет две стороны: естественно-техническую и социально-экономическую.
Эти стороны тесно связаны между собой и находятся в постоянном взаимодействии,
определяя содержание организации труда.
В
содержании организации труда, исходя из особенностей решаемых задач, выделяют
ряд направлений (элементов). Основные из них:
разделение
и кооперация труда, предполагающие научно обоснованное распределение работников
по объединенным в определенную систему трудовым функциям, машинам, механизмам и
рабочим местам, а также в соответствующую группировку и комбинирование
работников в производственные коллективы;
нормирование
труда, предполагающее тщательный расчет норм затрат труда на производство
единицы продукции и услуг, как основы для организации труда и определения
эффективности производства;
организация
и обслуживание рабочих мест, включающая: их рациональную планировку и
оснащение, отвечающие антропометрическим и физиологическим данным человека и
его эстетическому восприятию; эффективную систему обслуживания рабочих мест с
целью устранения потерь рабочего времени и лучшего использования оборудования;
аттестацию и рационализацию рабочих мест;
подбор
персонала и его развитие, включающие в себя: планирование персонала,
профориентацию и профотбор, наем персонала, разработку концепции развития
персонала и ее реализацию (квалификационный рост, планирование карьеры и т.
п.);
улучшение
условий труда, предусматривающее устранение вредности производства, тяжелых
физических, психологических и эмоциональных нагрузок, внедрение эстетики в
производственную среду, формирование системы охраны и безопасности труда;
эффективное
использование рабочего времени, оптимизация режимов труда и отдыха;
рационализация
трудовых процессов, внедрение оптимальных приемов и методов труда, включающие в
себя изучение трудовых процессов с применением различных способов и технических
средств, отбор наиболее рациональных приемов и методов труда, их совершенствование
и внедрение путем организации производственного инструктажа, обучения;
расширение и обновление научно-технической информации;
укрепление
дисциплины труда, предусматривающее комплекс мер по усилению производственной и
трудовой дисциплины; формирование чувства ответственности, развитие творческой
инициативы и других форм активного участия работников в жизни предприятий,
организаций.
Особую
роль в организации труда играет вознаграждение за труд - его оплата. Дело в
том, что человек включается в производственный процесс по экономическим
соображениям, с целью заработка. Поэтому заработная плата (трудовой доход)
является одновременно звеном, соединяющим человека со средствами производства,
и фактором (элементом) эффективной организации труда.
Следует
заметить, что в современной литературе и в хозяйственной практике широко
употребляется также понятие "организация управления". Управление
является необходимым и очень существенным звеном в системе общественного
производства и особой важной трудовой функцией в системе общественной
организации труда.
Содержание
этой трудовой функции заключается в организации деятельности людей и
использовании средств производства, при этом управление охватывает широкий круг
вопросов, связанных с функционированием различных служб предприятия
(организации). Все это и обусловило выделение понятия "организация
управления".
Организация
труда в образовательном учреждении (ОУ) также является одним из организационных
факторов, где, также как и в любой другой организации, проявляется ряд общих
законов развития организации труда.
Однако,
ОУ является социально-педагогической системой, т.е. такой организацией, все
элементы которой связаны иерархической зависимостью частей. И результат
деятельности не сводим к сумме составляющих ее элементов.
Как
объект управления - это особая организационная структура, которая в своей
деятельности обеспечивает определенность, целеустремленность, стратегию и
тактику, планирование, руководство, взаимоотношения субъектов образовательного
процесса, регулирования, координацию усилий, контроль. В этой специфической
организации, представляющей целостный объект, можно выделить субъекты,
требующие особого подхода к управлению и организации трудового процесса.
Актуальность
темы выпускной квалификационной работы заключается в необходимости исследования
организации труда на предприятиях и в организациях в связи с изменениями
характера социально-трудовых отношений, в связи с переходом к рыночной
экономике, изменении форм собственности и изменением в связи с этим условий труда.
Цель
выпускной квалификационной работы (ВКР) - провести анализ и определить пути
совершенствования организации труда в образовательном учреждении на примере
детской музыкальной школы г. Салавата.
Задачи
выпускной квалификационной работы:
-
рассмотреть основные законы и принципы организации труда;
-
изучить основополагающие элементы организации труда;
-
определить особенности организации управленческого труда;
-
провести анализ организации труда в образовательном учреждении на примере
детской музыкальной школы г. Салавата;
-
на основании проведенного анализа определить возможные направления
совершенствования организации труда в детской музыкальной школе г. Салавата.
При
изучении темы выпускной квалификационной работы были использованы нормативные
акты федерального и регионального уровня, а также научная литература по
экономике, социологии труда и менеджменту.
Основные
направления анализа организации труда на предприятии (организации)