В последние годы в России был осуществлен переход к новым
экономическим отношениям, который обусловил необходимость кардинальных
преобразований в банковской сфере. Вопросы совершенствования банковской
деятельности и определение приоритетных направлений развития банков находится в
центре экономической, политической и социальной жизни страны. Кредитные
учреждения являются предприятиями сферы обслуживания и потому особо
персоналоемки. Банк – это организация, своеобразный интеллектуальный центр, в
котором люди занимаются интеллектуальной деятельностью, а совершаемые операции
являются интеллектуальным продуктом. По этой причине банки должны больше
внимания уделять кадровой политике.
Невостребованность научных исследований в этой области в
советский период привела к тому, что наука не внесла своего посильного вклада в
преодоление кризисных явлений в обществе, что порождает настоятельную необходимость
в своевременном теоретическом осмыслении новых явлений в сфере организации
системы управления персоналом, подтверждает их исключительно важное
народнохозяйственное значение, в частности, для расширения инвестиционного
процесса и подъема экономики страны [27, с. 11].
Из многочисленных публикаций на тему управления банком видно,
что практически все авторы имеют в виду управление финансами банка. Однако
нельзя сводить все грани жизнедеятельности банка к одной – движению финансов.
Нельзя управлять банком (или его финансами), не управляя работающими людьми, и
наоборот. Банк без персонала, так же как и персонал без банка – бессмыслица,
поэтому к рассмотрению этой проблемы нужно подходить комплексно.
Формирование персонала банка – это фундаментальное
направление, которое во многом обеспечивает эффективную деятельность банка.
Управление персоналом входит в качестве показателя во все международные
рейтинги кредитных учреждений, и его уровень приравнивается к таким основным
показателям банковской деятельности, как достаточность капитала, доходность,
ликвидность и другие. В российских кредитных организациях проблемы в работе с
персоналом требуют своего решения, в том числе путей адаптации зарубежного
опыта. В связи с этим, исследование особенностей управления персоналом в банке
представляет особый интерес и является актуальным.
С переходом к условиям жесткой конкуренции на рынке
банковских услуг совершенствование системы привлечения, отбора и развития банковского
персонала приобрело особую актуальность и значимость. Такому положению дел
способствовали следующие факторы [9, с. 48]:
– в банковской практике появились довольно сложные банковские
инструменты, оперирование которыми предъявляет более жесткие требования к
квалификации банковского персонала;
– существенно повысилась роль управленческих решений,
просчеты в которых могут привести к негативным последствиям, вплоть до
банкротства;
– банки работают в условиях повышенного риска, что требует
высокой подготовленности ведущих специалистов;
– проблемы банковского персонала сказываются на формировании
кредитного портфеля, валютных операций, культуре банковского обслуживания.
В последнее время стали
больше говорить о возрастающем влиянии политики в отношении управления
персоналом на показатели финансовой деятельности банка. Формируя свою
собственную политику, любой банк должен опираться на знания и опыт не только
российских, но и зарубежных специалистов, адаптируя их к своим условиям.
Цель выпускной квалификационной работы изучить теоретические
основы формирования системы управления персоналом, проанализировать состояние
системы управления персоналом на примере банка «БНП ПАРИБА» ЗАО, выявить
причины ее неэффективности и разработать рекомендации по повышению
эффективности функционирования системы управления персоналом.
Для решения поставленной цели решаются следующие задачи:
– изучить цели, функции и методы построения системы
управления персоналом;
– провести анализ функционирования системы управления
персоналом в современном банке;
– проанализировать кадровую политику и использование
персонала;
– разработать рекомендации по совершенствованию системы
управления персоналом и управления человеческими ресурсами как фактором
минимизации банковских рисков.
Предметом выпускного квалификационного исследования является
система управления персоналом банка.
Объектом является деятельность по управлению персоналом банка
«БНП ПАРИБА» ЗАО.
Теоретической и методологической базой выпускной
квалификационной работы послужили труды выдающихся российских авторов: Архипова Н.И.,
Кибанов А.Я., Травин В.В., Дятлов В.А., Егоршин А.П., Старобинский Э.Е.,
Шкатулла В.И. и других по проблеме управления персоналом.
Информационной базой являются публикации в периодической печати,
в журналах «Служба кадров и персонал», «Справочник по управлению персоналом», «Управление
персоналом», «Банк для меняющегося мира» и отчетные данные, предоставленные
руководством банка «БНП ПАРИБА» ЗАО.
В выпускной квалификационной работе были использованы методы
экономического, статистического анализа и синтеза, методы ситуационного
анализа, опрос, обобщение и т.д.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы
заключается в том, что автором разработаны рекомендации по повышению эффективности
функционирования системы управления персоналом, которые могут быть использованы
в практической работе банка «БНП ПАРИБА» ЗАО.
Теоретические основы формирования системы
управления персоналом