С проблемой организации работы торговых розничных предприятий
сталкиваются сегодня очень многие владельцы магазинов, особенно те, кто пришел
в торговлю из других сфер бизнеса. Попытки все сделать самому, все держать в
своих руках не только ограничивают потенциал руководителя, но и лишают
сотрудников инициативы и желания работать. Чтобы эффективно управлять
предприятием, необходимо разработать его структуру и четко определить
обязанности каждого сотрудника: кто что должен делать, кто за что отвечает, кто
перед кем и в какой форме отчитывается.
Когда говорят об организационной структуре предприятия, помимо
показателей специализации и кооперирования, оценивают наличие, функции и состав
структурных подразделений предприятия как подсистем управления. Необходимость
выделения в рамках предприятия каких - либо обособленных структур, т.е.
представления предприятия как сложной организации, появляется в том случае,
когда для таких структур определяются собственные цели. Такая необходимость
возникает, если предприятие обладает достаточно большой численностью
работающих, при которой эффективное управление их деятельностью из одного
центра становиться затруднительным. А также если персоналом фирмы выполняются
работы различного технологического характера, что вынуждает организовать
управление технологическими процессами при помощи специалистов различного
профиля.
Потребность повышать организационный уровень развития производства
все более актуализируется с ростом ее масштабов. В современной экономике
практически ни одна крупная фирма не останавливается на одном виде
деятельности. Даже торгово-посреднические фирмы, достигнув в своем развитии
определенных размеров, стремятся к сочетанию розничной и оптовой торговли,
заключают прямые договора (дилерские, франчайзинговые и т.д.) с изготовителями
товаров, организуют доработку, предпродажную подготовку покупаемых изделий,
сервисное обслуживание, т.е. стремятся к диверсификации своей деятельности,
обеспечивающей возможности диверсификации предлагаемых товаров и услуг и сокращению
предпринимательских рисков.
На любой стадии существования предприятия в его составе могут быть
выделены подразделения, специализирующиеся на новом виде деятельности, а если
предприятие достаточно велико по своим размерам, то всеми подразделениям
необходимо правильно и грамотно управлять в соответствии с организационной
структурой.
Разделение должностей по ветвям организационной структуры,
наделение их определенными функциями, правами, обязанностями и ответственностью
способствует приобретением персоналом необходимых практических навыков,
упрощает управление подразделениями со стороны вышестоящего органа.
В рамках структуры протекает весь управленческий процесс.
Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным
для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и
качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют
принципам и методам построения структур организации, выбору их типов и видов,
изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организации, - это
показывает актуальность и важность данной тему в современных условиях.
Современный подход к проектированию организационной структуры
предприятия предусматривает не столько количественные, сколько качественные
преобразования на предприятии. Имеется в виду не только место предприятия в
рыночной системе, его цели, производственно - технологические особенности, но и
философия организации, ее миссия, корпоративная культура и т.д. При этом все
большее значение приобретет формирование мотивации людей к ответственной работе
в команде, исключающей пассивность и уравниловку.
Основная цель данной работы - провести анализ организационной
структуры предприятия и дать рекомендации по ее усовершенствованию.
В соответствии с целью дипломной работы основными задачами
являются:
1. Раскрыть сущность организационной структуры управления
персоналом на предприятии;
2. Проанализировать соответствие организационной структуры целям
предприятия;
3. Наметить пути совершенствования организационной структуры.
Дипломная работа содержит три главы: в первой главе описываются
теоретические основы организационной структуры, типы организаций и принципы
построения, этапы создания; во второй главе был проведен анализ организационной
структуры магазина «Купец», на Технической,37, анализ профессионального состава
работников, динамика текучести кадров, оценка обеспеченности предприятия
персоналом, состав работников по уровню образования и возрасту; в третьей главе
представлены рекомендации по усовершенствованию организационной структуры
управления персоналом на предприятии.
Основными источниками информации для анализа организационной
структуры были: учебные пособия, материалы отдела кадров, данные табельного
учета.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ