Первая половина ХIX в. явилась тем временем, когда в наиболее развитых странах зарождающегося капитализма — сначала в Англии, а затем и в США — начали формироваться основы той дисциплины, которая впоследствии получила наименование «менеджмент».
В 80-е гг. XIX в. в США начался беспрецедентный экономический «бум», быстро выведший их на передовые рубежи в сравнении со странами Старого Света. Промышленная революция охватила Северную Америку, и выраставшие как грибы после дождя новые индустриальные компании столкнулись с неведомыми ранее проблемами управления, координации и организации сотен и тысяч рабочих, размещенных под крышами принадлежащих им предприятий. В те годы экономическая наука исходила из фундаментальной аксиомы о незыблемости устоев буржуазного общества основывающейся на неограниченном контроле предпринимателей над принадлежащей им собственностью. На практике это означало, что воля капиталиста на предприятии была абсолютной, а нормой поведения наемных рабочих считалось слепое и беспрекословное повиновение любым приказам -указаниям. Капиталисты и представляющие их интересы управляющие принимали решения, затрагивающие как технологическое строение производства, так и его социальную организацию. Рабочие, подвергавшиеся жесткому обращению со стороны контролеров и мастеров, систематически ущемлялись в своих экономических и человеческих правах, фактически были лишены права использовать официальные каналы для опротестовывания несправедливых решений управляющих и апелляции к администрации предприятия. Повсеместно процветал грубый, авторитарный стиль руководства. Не будет преувеличением сказать, что ранний период промышленного капитализма в западных странах обошелся ценой значительного расточения человеческого капитала в целях интенсивного накопления основного капитала и сопровождался если не упадком в качестве жизни наемных рабочих, то во всяком случае в весьма серьезных нарушениях социальных и культурных условий воспроизводства рабочей силы.
Управленческая практика тех лет может быть охарактеризована как авторитарный деспотизм, бесчеловечная эксплуатация и неограниченный произвол по отношению к подчиненным. «Подобно лакею работник рассматривался лишь как движимое имущество своего босса». В процессе социальной организации труда особенно выделялась фигура мастера. Его власть над рабочими была практически неограниченной: он единолично нанимал и увольнял рабочих, перемещал их с места на место, контролировал систему обучения работников, распределял производственные задания, отвечал за соблюдение дисциплины, устанавливал продолжительность рабочего дня и нормы выработки[1].
В период становления фабричной системы производства функции менеджмента то и дело смешивались с задачами инженерных служб, а сами менеджеры концентрировали свое внимание главным образом на решении чисто технологических или экономических вопросов, вследствие чего организационные и социальные аспекты деятельности предприятий фактически выходили за пределы их компетенции. Менеджмент эпохи первых фабричных предприятий вообще характеризовался жесткой дисциплиной и военнообразным строем организации. Как отмечал Друкер, «командная модель с немногими наверху, отдающими приказы огромному большинству внизу, оставалась нормой на протяжении почти ста лет». Первые менеджеры широко использовали методы армейской дисциплины и устрашения строгими наказаниями для обеспечения безусловного повиновения работников, что, вероятно, являлось целесообразным в то далекое время, когда на месте вольнонаемных рабочих были рабы или крепостные. Но с наступлением индустриальной революции множество работников оказались втянутыми в сферу промышленного производства на основе иных принципов дисциплины и организации. Природа фабричного труда требовала своевременного и точного выполнения работниками всех производственных операций, что оказалось невозможным без определенного вовлечения их в сам процесс организации производства, в конце концов побудившая менеджмент постепенно изменять характер своих функций — от тотального надзора за процессом труда к его организации на основе самостоятельной ответственности персонала.
Можно согласиться с мнением авторов американской энциклопедии профессионального менеджмента о том, что отправным пунктом развития теории индустриального менеджмента целесообразно считать 1886 год, когда Г. Таун - президент мануфактурной компании «Йель энд Таун» — на ежегодном собрании Американского общества инженеров-механиков (АЗМЕ) представил доклад на тему: «Инженер как экономист». В нем он впервые поставил вопрос о роли менеджмента как относительно самостоятельной сферы научного знания и профессиональной специализации, по своей практической значимости равноценной инженерному труду. Таун доказывал: менеджмент должен быть конституирован в особую науку со своим предметом, литературой и ассоциациями, поскольку лишь в этом случае предприниматели и менеджеры смогут извлекать взаимную выгоду из совместного опыта.