Н - количество обученных работников (чел.)
В - стоимостная оценка различий в результативности труда лучших и средних работников (тыс. руб.)
К коэффициент, характеризующий эффект обучения работников (рост результативности, выраженный в долях)
З - затраты на обучение одного работника (тыс. руб.)
В данной формуле в определении эффекта важную роль играет «стоимостная оценка различий в результативности труда». Она представляет собой разность оценок ценности для организации результатов труда (могут быть учтены: производительность труда, качество работы, экономия ресурсов) лучших и средних работников, исполняющих одинаковую работу.
В результате обучения работников необходимым навыкам и усиления мотивации этот разрыв можно сократить на величину коэффициента К.
Эффект обучения (К) составляет ¾ стоимостной оценки различий в результативности труда.
Как показывает опыт работы производственных предприятий стоимостная оценка различий в результативности труда лучших и средних работников составляет около 4,5 тыс. руб.
Э = 5 х 3 х 4,5 х ¾ - 3 х 3,5 = 40,5 тыс. руб.
Увеличение прибыли из-за снижения себестоимости составит:
ЭО = 2,2 + 94,3 + 40,5 = 137,0 тыс.руб.
Создание благоприятных условий труда, его дальнейшее облегчение способствуют, с одной стороны, сохранению здоровья трудящихся, совершенствованию их трудовых навыков, а, с другой - повышению работоспособности и производительности труда, снижению текучести кадров и улучшению дисциплины в организации.
Совершенствование системы подбора и обучения персонала необходимо с целью повышения эффективности и результативности труда. В этой связи выделяются следующие задачи:
1 Повышение квалификации специалистов, как основной элемент морального стимулирования. Критерии оценки решения: расширение программы по ротации и стажировки кадров, совершенствование методик обучения и внедрение новых. Ввести практику обязательного обучения на курсах повышения квалификации для работников предприятия по направлению их деятельности раз в три-четыре года. По экспертной оценке повышение образовательного и профессионального уровня работников позволяет повысить производительность труда на 6-20% (для нашего расчета оптимальное значение составит средний процент - 13%). В 2008 году планируется повышение квалификации 11 работников. Следовательно, возможный прирост производительности труда на всех работников составит:
∆ПТ% = ∆ПТ% раб. ∆квал. * dР/Ч,
где ∆ПТ% - процент прироста производительности труда на всех работников предприятия;
∆ПТ% раб. ∆квал. - процент прироста производительности труда работников, повышающих квалификацию;
dР/Ч - доля работников, повышающих квалификацию в среднесписочной численности работников.
Произведем расчет возможного прироста производительности труда на всех работников:
∆ПТ% = 13*11/44 = 1,24 %.
В результате расчета видно, что возможный прирост производительности труда составит 1,24%. Для того, чтобы выявить производительность труда в рублях необходимо воспользоваться следующей формулой:
ПТпл = ПТотч *∆ПТ%
Где ПТпл и ПТотч - производительность труда планового и отчетного периодов.
Отсюда следует, что производительность труда планового периода будет составлять 976,4 тыс. рублей (964,5 * 1,0124).
Также необходимо проследить, как изменится производительность труда за счет объема выпускаемой продукции, который находим по следующей формуле:
∆Qпт = (ПТпл - ПТотч) * Ч
∆Qпт = (976,4 - 964,5) * 44 = 526,2 тыс. руб.
Из приведенного расчета годовая экономия, за счет повышения образовательного и профессионального уровня работников предприятия, составит 526,2 тыс. рублей.
Улучшение системы обучения и адаптации персонала в трудовых коллективах (от состояния межличностных отношений между работниками в отделах зависит взаимопомощь в процессе труда). Критерии оценки решения: расширить практику проведения семинаров по различным направлениям деятельности, провести тренинг по сплочению команды.