2.4. Грамотное составление заявки дает возможность сотруднику отдела кадров получить точное задание на поиск нужного работника, помогающее более тщательно составить объявление, что значительно сокращает время, затрачиваемое на собеседование и выбор кандидатуры.
3. Выявление и описание необходимого набора критериев кандидата.
3.1. Необходимо определить критерии отбора кандидатов путем проведения анализа вакантной должности, который включает анализ:
- особенностей трудового процесса;
- психологических особенностей деятельности;
- профессиональных и личностных качеств работника.
3.2. Анализ должности
позволяет:
- определить требования к должности;
- установить критерии, используемые в процессе отбора на соответствующие вакансии;
- составить личностную спецификацию;
- разработать должностные инструкции.
3.3. Набор критериев в совокупности с личностной спецификацией позволяет с помощью сравнительного анализа сделать выбор, кому из претендентов может быть предложена работа.
4. Источники привлечения персонала.
В процессе подбора и отбора персонала предприятие использует следующие источники привлечения персонала:
- средства массовой информации (специализированные газеты, Интернет)
- службы занятости и биржа труда;
- резюме, которые отправляются на адрес организации;
- ярмарки вакансий;
- работающие сотрудники, к которым можно обратиться с просьбой порекомендовать на работу их друзей или знакомых;
- претенденты, ранее не прошедшие отбора, о которых в базе данных осталась информация.
5. Помещение объявления о найме.
5.1. Для оправдания затрат на размещение объявления, оно оставляется таким образом, чтобы исключить обращение с предложениями таких кандидатов, которые не обладают необходимым опытом, квалификацией или личными качествами. Для этого необходимо:
- четко выбрать издания для публикации объявления, точно представляя аудиторию;
- четко выбрать текст, чтобы привлечь тех, кто нужен.
5.2. Объявление должно отражать следующие моменты:
- название организации, информация о ней;
- описание рода деятельности в терминах, понятных предполагаемой аудитории;
- характер предлагаемой работы;
- требуемая квалификация и необходимый опыт;
- диапазон оплаты и дополнительные льготы;
- форма подачи заявки (резюме);
- конечный срок (если он существует) подачи заявок.
6. Анализ резюме.
6.1. Сотрудники отдела кадров проводят анализ поступивших резюме, в результате которого из общего списка претендентов отбираются кандидаты, подходящие по формальным критериям для занятия имеющихся вакансий.
6.2. Сотрудники отдела кадров проводят с этими кандидатами первичное интервью.
7. Первичное интервью.
7.1. В зависимости от вакантной должности первичное интервью может проводиться в двух формах:
- телефонное первичное интервью;
- собеседование в отделе кадров (приглашение кандидата в организацию).
7.2. Информация, полученная в результате предварительного интервью, используется для того, чтобы установить, соответствуют ли навыки, способности и отношение кандидата к работе требованиям вакантной должности.
7.3. Одной из целей предварительного интервью является сообщение кандидату интересующих его сведений о работе и об организации;
7.4. Первичное интервью проводит ведущий менеджер по персоналу.
8. Заполнение стандартной формы (анкеты).
8.1. Каждый кандидат, прошедший первичное интервью должен заполнить стандартную форму (анкету), в которой он указывает основную информацию о себе, о своем профессиональном опыте и квалификации.
8.2. Если первичное интервью осуществлялось непосредственно в отделе кадров, то анкета должна быть предложена кандидату сразу после интервью.
8.3. Если первичное интервью происходило по телефону, то анкета должна быть предложена кандидату непосредственно перед собеседованием с начальником отдела кадров в случае прохождения телефонного первичного интервью.
8.4. Анализ сведений, указанных в анкете, и его сопоставление с требованиями к должности позволяет произвести предварительный отсев части кандидатов, не подходящих по формальным признакам (возраст, профессиональный опыт, стаж работы, образование, личностные качества и др.) для работы в организации.