Многие организации сталкивались с теми или иными кризисными ситуациями в результате своей деятельности. Некоторые из них с честью смогли выйти, а какие-то прекратили свое существование. В развитии любой организации существует вероятность кризиса. Большое количество российских организаций находятся в кризисной ситуации: не хватает денежных средств, отсутствуют инвестиции, все имеющиеся средства, включая амортизационные отчисления, направляются на оплату труда и на пополнение оборотных средств. В динамично развивающемся мире, возможно, все: снижение конъюнктуры рынка, маркетинговые ошибки, изменение потребностей покупателя, изменение макроэкономических показателей и прочее, что может привести к определенным кризисным ситуациям.
Под кризисной ситуацией понимается - обострение противоречий внутри системы (организации), приводящее либо к разрушению существующей системы (бизнес-модели), либо к разрушению связей между системой и окружающей средой (поставщиками, потребителями, инвесторами и пр.).
Таким образом, причины кризисной ситуации могут быть как внутренние (субъективные), так и внешние (объективные). Внешние причины можно еще разделить на две основные группы: форс-мажорные и естественно-экономические (рыночные). Первая группа включает в себя природные катаклизмы (землетрясение, наводнение, критические климатические условия), техногенные аварии и катастрофы, политические решения и т.п. Естественно-экономические причины подразумевают в качестве источника волновую теорию технико-экономического развития Н.Д.Кондратьева, связанную с постоянным обновлением технологий, продукции, процессов, систем, экономических форм и кадров.
Антикризисное управление организацией занимается уменьшением воздействия внутренних и рыночных кризисных факторов. Развитие рыночных отношений требует от организаций постоянной адаптации к изменениям рынка, выражающуюся в необходимости создания более конкурентоспособной продукции и услуг.
Первым, кто начал рассматривать использование инноваций для преодоления кризиса в общем виде это Джозеф Шумпетер (Joseph Schumpeter). В своей работе "Теория экономического развития" (1912 г.) он выделяет пять направлений инноваций :
o создание продукта с конкурентоспособными потребительскимисвойствами;
o использование модернизированной или новой технологии производства;
o открытие новых рынков сбыта продукции;
o открытие новых источников сырья для производства продукции;
o использование новой организации производства.
В частности, выделяется новая организация производства (аллокацион-ные инновации). Часто аллокационными инновациями называют реструктуризацию организации. Анализ показал, что процессы преобразований в промышленном производстве происходят в соответствии с теорией реструктуризации.
В российской деловой практике под термином "реструктуризация" обычно понимают разделение организации на составные части, деление целостного имущественного комплекса и создание нескольких автономных субъектов хозяйствования .
Среди аллокационных инноваций можно выделить:
- различные схемы реорганизации организации;
- перераспределение (реструктуризация) материальных (реальных и финансовых) ресурсов и нематериальных активов фирмы;
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6