Все кризисные явления в экономике можно классифицировать нижеследующим образом: по широте охвата, по уровням экономики, по причинам возникновения, по силе воздействия, по источникам происхождения, по возможности преодоления. Осуществление радикальных экономических реформ, согласно основным направлениям изложенным выше, наложившись на уникальные особенности российской экономики, вызвали глубокий, затяжной кризис народного хозяйства России. Обеспечение процветания России невозможно без разрешения противоречия между необходимостью эффективного государственного регулирования экономики и неспособностью на это современного государственного аппарата, изъеденного коррупцией и отторгающего творческую инициативу и предприимчивость. Выход видится в четком определении этапов оздоровления экономики и формировании двухсекторной экономики:
а) первый, базовый сектор экономики охватывает отрасли, обеспечивающие жизнесуществование основной массы населения на достойном человека уровне, и без немедленных претензий на западные стандарты потребления; экономика этого уровня развивается под государственным протекционизмом, защищающим ее от акул Мирового рынка;
б) второй сектор экономики должен быть представлен крупными фирмами, использующими самые передовые технологии и выходящими на мировой рынок при опоре на всю мощь российского государства; предприятия этого уровня призваны служить генераторами развития российской экономики; львиная доля валютной выручки должна не растрачиваться на предметы роскоши, а инвестироваться в науку, производство;
В условиях углубления кризиса экономики антикризисное управление предприятиями должно занять ведущее место в системе государственного регулирования рыночных преобразований на федеральном и региональном уровнях. Это предопределило необходимость разработки современной теории и анализа практики антикризисного управления несостоятельными предприятиями. Недостаточная разработанность экономической теории и отсутствие методик антикризисного управления приводят к потере стратегической инициативы экономических реформ, невысокой результативности государственного регулирования в сфере приватизации и управления собственностью, ослабляют действенность института банкротства предприятий, осложняют практическую деятельность арбитражных управляющих и в конечном счете ведут к реальному снижению эффективности экономики страны. Центральной задачей при осуществлении рыночных реформ становится постприватизационная реструктуризация собственности, выявление реального собственника, ориентированного на преодоление кризисного состояния, и повышение эффективности отечественного производства. Этим целям призвана служить формирующаяся система антикризисного управления предприятиями, находящимися в состоянии банкротства.
Реформирование несостоятельных предприятий с целью приведения их в соответствие условиям конкурентной среды представляет собой сложный процесс разработки и реализации комплекса мер экономического, правового, организационного и технического характера. Это предполагает формирование совершенно иного мировоззрения всех субъектов рыночных отношений, а также новых методов управления, в числе которых реформирование несостоятельных предприятий в рамках антикризисных процедур становится обязательным условием, диктуемым рынком. В современных условиях арбитражное управление является законченной, наиболее радикальной и эффективной формой решения антикризисных задач в условиях экономического развития. На долю внеарбитражных антикризисных процедур — санации и самоликвидации — приходится (по экспертным оценкам) не более 20% ограниченных во времени антикризисных мероприятий. К тому же в условиях углубляющегося экономического кризиса процедура санации предприятий практически малоэффективна.
Возможность получения положительного результата при антикризисном управлении несостоятельным предприятием во многом зависит не только от созданных экономических и правовых условий, но и от интеллекта, знаний и умений антикризисного управляющего как основного субъекта системы антикризисного управления, который должен подобрать команду специалистов, разработать и успешно реализовать нестандартные методы и приемы совершенствования управления и финансового оздоровления предприятия в чрезвычайных экономических условиях.
Приложение 1
Бухгалтерский баланс ЗАО «Логотип» за 2007 год (в рублях)
АКТИВ |
Код показателя |
На начало отчетного года |
На конец отчетного периода |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|
|
|
Нематериальные активы |
110 |
8 800 |
16 000 |
Основные средства |
120 |
1 266 690 |
1 262 646 |
Незавершенное строительство |
130 |
- |
- |
Доходные вложения в материальные ценности |
135 |
- |
- |
Долгосрочные финансовые вложения |
140 |
21 200 |
21 200 |
Отложенные финансовые активы |
145 |
14 596 |
4 499 |
Прочие внеоборотные активы |
150 |
- |
- |
ИТОГО по разделу I |
190 |
1 311 286 |
1 304 345 |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|
|
|
Запасы |
210 |
15 464 |
15 016 |
в том числе: |
|
|
|
сырье, материалы и другие аналогичные ценности |
211 |
8 483 |
9 160 |
животные на выращивании и откорме |
212 |
- |
- |
затраты в незавершенном производстве |
213 |
1 004 |
878 |
готовая продукция и товары для перепродажи |
214 |
4 262 |
4 744 |
товары отгруженные |
215 |
- |
- |
расходы будущих периодов |
216 |
1 715 |
234 |
прочие запасы и затраты |
217 |
- |
- |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
220 |
7 276 |
9 123 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) |
230 |
1 696 |
819 |
в том числе покупатели и заказчики |
|
- |
- |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) |
240 |
21 520 |
72 352 |
в том числе покупатели и заказчики |
|
7 370 |
975 |
Краткосрочные финансовые вложения |
250 |
14 400 |
10 400 |
Денежные средства |
260 |
492 |
108 |
Прочие оборотные активы |
270 |
8 204 |
- |
ИТОГО по разделу II |
290 |
69 052 |
107 818 |
БАЛАНС |
300 |
1 380 338 |
1 412 163 |
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6