В своей работе компании, оказывающие транспортно – экспедиционные услуги руководствуются Федеральным законом «О Федеральном железнодорожном транспорте» от 25.08.1995 г. №153 – ФЗ, Федеральным законом «Транспортный устав железных дорог российской Федерации» от 08.01.1998 г. №2 – ФЗ и другими нормативными и правовыми законодательными актами.
В соответствии с существующими правилами транспортно-экспедиторские услуги (ТЭУ) по грузовым железнодорожным перевозкам оказываются организациями, заключившими договора с Министерством путей сообщения (МПС РФ) и получившими от него идентификационный код, который проставляется в перевозочных документах и таким образом подтверждает право на осуществление данного вида услуг. Эти договора являются определяющими на рынке транспортно-экспедиторских услуг в системе МПС РФ. С 1998 года все причастные организации руководствуются утвержденным ГОСТ Р 51133–98 «Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте. Общие требования».
Во исполнение указания МПС России от 09.2003 г. №А-19б0у «О проведении работ по подготовке к сертификации услуг, предоставляемых на федеральном железнодорожном транспорте» и письма ЦФТО МПС России №ЦФТОДГ-5/29 от 01.03.2004
года все экспедиторские организации, имеющие договор с МПС России на организацию расчетов за перевозки грузов в международном сообщении, должны пройти процедуру сертификации предоставляемых услуг.
На Федеральном железнодорожном транспорте (ФЖД) создана «Система сертификации на Федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации». Образован регистр сертификации (РСФЖТ). Проводится работа по сертификации транспортно-экспедиторских услуг. Работу по сертификации и заключению договора на осуществление транспортно-экспедиторских услуг проводит Министерство путей сообщения Российской Федерации (МПС РФ) в лице Центра Фирменного Транспортного Обслуживания (ЦФТО). (Система фирменного транспортного обслуживания (СФТО), созданная в 1995 году, обеспечивает формирование и реализацию маркетинговой стратегии железнодорожного транспорта России, ориентированной на коммерческую эффективность транспортной продукции и устойчивое функционирование на рынке транспортных услуг. [6]
В состав Системы ФТО входят линейный (агенты), региональный (РАФТО), дорожный (ДЦФТО) и сетевой (ЦФТО) уровни управления. Взаимодействие с клиентами осуществляется через линейные и региональные агентства, располагающиеся на станциях, отделениях железных дорог, а также в городах, где нет железной дороги, но происходит зарождение грузопотоков.
При создании агентской сети максимально реализуется принцип – «заказ на оформление перевозок и всех видов сопутствующих услуг в любом из агентств по выбору клиента». В настоящее время на сети железных дорог России уже работают 17 дорожных центров фирменного транспортного обслуживания, 70 региональных и более 400 линейных агентств.
В 2001 году расчеты за перевозки экспортно-импортных грузов производятся на основании «Тарифной политики железных дорог государств-участников Содружества независимых государств на перевозки грузов в международном сообщении на 2001-ый фрахтовый год». При перевозках грузов во внутригосударственном сообщении применяются ставки Прейскуранта 10–01 Тарифного руководства №1 МПС РФ часть 2.)
В настоящее время не все компании-экспедиторы сертифицированы (лишь только порядка 10–15%), т. к. МПС РФ в лице ЦФТО МПС РФ объявлен порядок и установлена очередность предоставления документов и проведения процедуры сертификации. В соответствии с очередностью компании проходят сертификацию после соответствующего вызова.
Вопросами сертификации транспортно – экспедиционных услуг на федеральном железнодорожном транспорте занимается комиссия МПС РФ. Обязательным условием сертификации является требование о прохождении аудиторской проверки в указанной МПС РФ аудиторской компании. Компания проходит процесс согласования с Регистром Перечня доказательных документов на подтверждение полноты выполнения характеристик заявляемых услуг. После согласования Перечня документов производится финансовая и технологическая аудиторские проверки на предмет соответствия компании статусу экспедиторской организации.