К важнейшим мерам по антикризисному управлению предприятием принято относить:
· экспресс – диагностику финансовой состоятельности по основным параметрам деятельности;
· детализированный анализ финансовой состоятельности и финансовой устойчивости;
· выбор и обоснование стратегий развития;
· параметризацию реорганизационных политик антикризиса;
· прогнозирование финансовых результатов и направлений их использования;
· формирование эффективных текущих политик управления производственно – хозяйственной и финансовой деятельностью;
· оптимизацию управленческих решений.
Первый комплекс задач по своему экономическому смыслу имеет оперативный и профилактический характер.
Второй комплекс задач – это осуществление обстоятельного ретроспективного анализа хозяйственной деятельности предприятия. Построение временных рядов за достаточно продолжительный период позволяет установить экономические тенденции закономерности хозяйственного развития, выявить факторы, которые оказывали в прошлом и могут оказывать в будущем существенное влияние на деятельность данного предприятия. Особое внимание обращается на анализ хозяйственной деятельности за текущий период.
Отдельно следует сказать об анализе ликвидности баланса, на основе которого можно вынести обоснованное суждение о возможностях и целесообразности санации предприятия (финансового оздоровления).
Третий комплекс задач связывают с реализацией главной цели предприятия. В зависимости от нее и сроков ее реализации выбираются стратегия деятельности предприятия и, соответственно, – направления текущей деятельности.
Четвертый комплекс задач исследует и оценивает наиболее реальные возможности предприятия по выходу из пред- или кризисного состояния с установлением таких минимально допустимых (пороговых) значений показателей деятельности, достижение или превышение которых будет означать финансовую состоятельность.
Пятый комплекс задач – прогнозирование финансовых результатов и направлений их использования – позволяет соотнести сформированные стратегии и реорганизационные политики предприятия с принятыми целями его деятельности.
Шестой комплекс задач включает достаточно широкий круг задач финансового и производственного менеджмента, сводящихся к управлению текущими активами и текущими пассивами предприятия.
Седьмой комплекс задач также информационно взаимосвязан с результатами решения предшествующих комплексов. Специфичность антикризисного менеджмента предъявляет здесь особые требования к оптимизации управленческих решений. При этом принципиальной отличительной особенностью постановок оптимизационных задач будет учет факторов риска и неопределенности деятельности в обосновании возможности практической реализации выбранных эффективных стратегий и политик предприятия.
Сложность реализации функций антикризисного менеджмента усугубляется динамичностью рыночных ситуаций и других факторов рыночной среды. В этих условиях особое значение приобретает оперативный (ситуационный) анализ показателей деятельности, в частности, установление неплатежеспособности предприятия. Для того чтобы выработать правильные решения по выходу предприятия из кризисного состояния, необходимо привести углубленный финансовый анализ. При этом должны учитываться отраслевые и региональные особенности.
Вначале проводиться предварительный экспресс – анализ, чтобы обнаружить «болевые точки» деятельности предприятия и наметить направления для углубленного анализа. При чтении баланса, т.е. при предварительном общем ознакомлении с его содержанием, выясняют характер изменения за отчетный период сумм по отдельным статьям и разделам.
В бухгалтерской отчетности имеется ряд статей, непосредственно указывающих на неблагополучие финансового положения предприятия. Это так называемые больные статьи, которые можно разделить на две группы:
· свидетельствующие о крайне неудовлетворительной работе предприятия в отчетном периоде и сложившимся в результате этого плохом финансовом положении;
· свидетельствующие об определенных недостатках в работе предприятия.
Резкое колебание статей дебиторской задолженности служат тревожным симптомом. Значительное увеличение объемов средств на статьях может быть вызвано либо неосмотрительной кредитной политикой предприятия по отношению к покупателям, неразборчивым выбором партнеров, либо наступлением неплатежеспособности и даже банкротства некоторых потребителей (заказчиков), либо неумеренно высокими темпами наращивания объема продаж. Правда, и резкое сокращение дебиторской задолженности может быть следствием негативных моментов во взаимоотношениях с клиентами. Дебиторская задолженность может резко упасть по той причине, что предприятие вынуждено сократить продажи в кредит, а возможно, и потому, что потребители продукции стараются поскорее рассчитаться с долгами, чтобы дальше не иметь дела с этим предприятием.
Перейти на страницу:
1 2 3