Реструктуризация системы управления и формирование устойчивой к кризису структуры управления предприятием

В п.1.3 была обоснована необходимость изменения принципов управления в условиях кризиса. Выявлено, в частности, что низкое качество управления для большинства предприятий (да не только предприятий, но и органов государственного и муниципального управления) проявляется единообразно:

- нет четкости в определении целей, миссии, ценностей организации;

- много лишней документации, бюрократизация процесса управления;

- ошибки в реализации функций контроля (чрезмерный или ослабленный контроль);

- большой объем "текучки", не дающей возможности для анализа ситуации и для работы на перспективу;

- дублирование в принятии решений.

- отсутствие у руководства предприятий четкой стратегии действий.

На основании полученных в теоретической части выводов и с применением выявленных особенностей диагностики был проведен анализ деятельности предприятия ОАО "Балаковорезинотехника", оценена кризисная ситуация и ее характеристики, рассмотрены показатели, характеризующие эффективность управления данным предприятием.

Проведенный в п.2.1 Организационно-экономический анализ показал, что предприятие имеет традиционную для крупного промышленного предприятия структуру экономических результатов. Проанализированные в динамике экономические показатели позволяют говорить о формирующихся кризисных явлениях в экономической сфере предприятия. В немалой степени такая тенденция складывается под негативным воздействием факторов внешней среды. Применением метода РЕSТ и SWOT-анализа подтвердило, что общие макроэкономические факторы оказывают в настоящий момент существенное влияние на деятельность ОАО "Балаковорезинотехника" и создают условия для развития внутреннего кризиса на предприятии.

Внутри предприятия анализ позволил выявить несколько угрожающих моментов, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств в ближайшее время приведут к усилению кризисных явлений. Так, выявлено, что, обладая всеми необходимыми ресурсами, предприятие недостаточно эффективно их использует. Практически не используются возможности маркетинга как концепции управления, и имеется ориентация на использование отдельных маркетинговых инструментов для продвижения продукции. Отсутствует маркетинговая стратегия и предприятия, и отдельных продуктов. Это уже является проявлением зарождающегося кризиса, так как предприятие работает на рынках с очень сильной конкуренцией, но имеет пока практически монопольные позиции и уход в другие рыночные сегменты не позволит получить конкурентные преимущества ОАО "БРТ".

В п.2.2 проведен анализ эффективности системы управления предприятием, который показал, что в настоящий момент предприятие пока не имеет глубоких проблем, однако с учетом того, что практически отсутствует система стратегического управления, данная структура уже не выдерживает объема функций и полномочий, которые следует распределять между нижестоящими уровнями и снижается качество регламентации управленческих функций. Можно прогнозировать начальные стадии формирования кризиса управленческой системы предприятия. Расчет экономических показателей свидетельствует о снижении эффективности менеджмента предприятия, причем с точки зрения отдачи от вложенных в систему управления средств.

В п.2.3 был проведен анализ финансового состояния, который показал, что в этой сфере управления предприятием имеются существенные проблемы, которые сигнализируют не просто о наличии кризисной ситуации, а о ее прогрессии во времени: уже более одного года предприятие является зависимым от заемных источников капитала и имеет негативную динамику основных финансовых коэффициентов.

Все это позволило в главе 3 разработать программу действий по преодолению кризиса и управления предприятием в кризисном периоде как за счет внедрения принципов стратегического управления, так и за счет изменения организационной структуры предприятия. В п.3.1 предложена программа преодоления кризиса и формирование стратегии управления во времени (где начальной точкой является современный кризисный момент). В п.3.2 Предложены возможные пути совершенствования организационной структуры управления предприятием в пространстве.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Схема организационной структуры управления ОАО "Балаковорезинотехника"

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Динамика основных технико-экономических показателей ОАО "БРТ" в 2008-2009гг

Показатели

2008

2009

Отклонение

Абс.

Отн.

Объем ТП, тыс. руб.

6051310

2736572

-3314738

-54,7

Объем РП, тыс. руб.

6122400

3190346

-2932054

-47,9

Себестоимость ТП, тыс. руб.

4962074

2408192

-2553882

-51,5

Себестоимость РП, тыс. руб.

5076702

2730430

-2346272

-46,2

Стоимость ОПФ, тыс. руб.

1551009

1635713

84704

+5,5

Валовая прибыль, тыс. руб.

1045698

459916

-585782

-56,02

Налогооблагаемая прибыль, тыс.руб.

69790

-328818

-398608

-571,2

Чистая прибыль, тыс. руб.

23000

-281724

-304724

-1324,9

Рентабельность производства, %

1,4

-13,6

-1071

-871,4

Рентабельность продаж, %

17,1

14,4

-2,7

-15,8

Рентабельность ОПФ, %

1,483

-17,2

-18,683

-1160

Среднесписочная численность, чел.

9652

8975

-677

-7,01

Фонд заработной платы, тыс. руб.

1109600

1068900

-40700

-3,7

среднемесячная з/п, руб.

9580,052

9924,791

344,738

3,6

Фондоемкость, руб.

0,253

0,512

+0,259

+102,3

Фондоотдача, руб.

3,947

1,950

-1,997

-50,6

Фондовооруженность, тыс. руб./чел.

160,693

182,2521

21,559

13,4

Производительность труда, тыс. руб./чел.

626,949

304,911

-322,038

-51,4

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10