В п.1.3 была обоснована необходимость изменения принципов управления в условиях кризиса. Выявлено, в частности, что низкое качество управления для большинства предприятий (да не только предприятий, но и органов государственного и муниципального управления) проявляется единообразно:
- нет четкости в определении целей, миссии, ценностей организации;
- много лишней документации, бюрократизация процесса управления;
- ошибки в реализации функций контроля (чрезмерный или ослабленный контроль);
- большой объем "текучки", не дающей возможности для анализа ситуации и для работы на перспективу;
- дублирование в принятии решений.
- отсутствие у руководства предприятий четкой стратегии действий.
На основании полученных в теоретической части выводов и с применением выявленных особенностей диагностики был проведен анализ деятельности предприятия ОАО "Балаковорезинотехника", оценена кризисная ситуация и ее характеристики, рассмотрены показатели, характеризующие эффективность управления данным предприятием.
Проведенный в п.2.1 Организационно-экономический анализ показал, что предприятие имеет традиционную для крупного промышленного предприятия структуру экономических результатов. Проанализированные в динамике экономические показатели позволяют говорить о формирующихся кризисных явлениях в экономической сфере предприятия. В немалой степени такая тенденция складывается под негативным воздействием факторов внешней среды. Применением метода РЕSТ и SWOT-анализа подтвердило, что общие макроэкономические факторы оказывают в настоящий момент существенное влияние на деятельность ОАО "Балаковорезинотехника" и создают условия для развития внутреннего кризиса на предприятии.
Внутри предприятия анализ позволил выявить несколько угрожающих моментов, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств в ближайшее время приведут к усилению кризисных явлений. Так, выявлено, что, обладая всеми необходимыми ресурсами, предприятие недостаточно эффективно их использует. Практически не используются возможности маркетинга как концепции управления, и имеется ориентация на использование отдельных маркетинговых инструментов для продвижения продукции. Отсутствует маркетинговая стратегия и предприятия, и отдельных продуктов. Это уже является проявлением зарождающегося кризиса, так как предприятие работает на рынках с очень сильной конкуренцией, но имеет пока практически монопольные позиции и уход в другие рыночные сегменты не позволит получить конкурентные преимущества ОАО "БРТ".
В п.2.2 проведен анализ эффективности системы управления предприятием, который показал, что в настоящий момент предприятие пока не имеет глубоких проблем, однако с учетом того, что практически отсутствует система стратегического управления, данная структура уже не выдерживает объема функций и полномочий, которые следует распределять между нижестоящими уровнями и снижается качество регламентации управленческих функций. Можно прогнозировать начальные стадии формирования кризиса управленческой системы предприятия. Расчет экономических показателей свидетельствует о снижении эффективности менеджмента предприятия, причем с точки зрения отдачи от вложенных в систему управления средств.
В п.2.3 был проведен анализ финансового состояния, который показал, что в этой сфере управления предприятием имеются существенные проблемы, которые сигнализируют не просто о наличии кризисной ситуации, а о ее прогрессии во времени: уже более одного года предприятие является зависимым от заемных источников капитала и имеет негативную динамику основных финансовых коэффициентов.
Все это позволило в главе 3 разработать программу действий по преодолению кризиса и управления предприятием в кризисном периоде как за счет внедрения принципов стратегического управления, так и за счет изменения организационной структуры предприятия. В п.3.1 предложена программа преодоления кризиса и формирование стратегии управления во времени (где начальной точкой является современный кризисный момент). В п.3.2 Предложены возможные пути совершенствования организационной структуры управления предприятием в пространстве.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Схема организационной структуры управления ОАО "Балаковорезинотехника"
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Динамика основных технико-экономических показателей ОАО "БРТ" в 2008-2009гг
Показатели |
2008 |
2009 |
Отклонение |
Абс. |
Отн. |
Объем ТП, тыс. руб. |
6051310 |
2736572 |
-3314738 |
-54,7 |
Объем РП, тыс. руб. |
6122400 |
3190346 |
-2932054 |
-47,9 |
Себестоимость ТП, тыс. руб. |
4962074 |
2408192 |
-2553882 |
-51,5 |
Себестоимость РП, тыс. руб. |
5076702 |
2730430 |
-2346272 |
-46,2 |
Стоимость ОПФ, тыс. руб. |
1551009 |
1635713 |
84704 |
+5,5 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
1045698 |
459916 |
-585782 |
-56,02 |
Налогооблагаемая прибыль, тыс.руб. |
69790 |
-328818 |
-398608 |
-571,2 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
23000 |
-281724 |
-304724 |
-1324,9 |
Рентабельность производства, % |
1,4 |
-13,6 |
-1071 |
-871,4 |
Рентабельность продаж, % |
17,1 |
14,4 |
-2,7 |
-15,8 |
Рентабельность ОПФ, % |
1,483 |
-17,2 |
-18,683 |
-1160 |
Среднесписочная численность, чел. |
9652 |
8975 |
-677 |
-7,01 |
Фонд заработной платы, тыс. руб. |
1109600 |
1068900 |
-40700 |
-3,7 |
среднемесячная з/п, руб. |
9580,052 |
9924,791 |
344,738 |
3,6 |
Фондоемкость, руб. |
0,253 |
0,512 |
+0,259 |
+102,3 |
Фондоотдача, руб. |
3,947 |
1,950 |
-1,997 |
-50,6 |
Фондовооруженность, тыс. руб./чел. |
160,693 |
182,2521 |
21,559 |
13,4 |
Производительность труда, тыс. руб./чел. |
626,949 |
304,911 |
-322,038 |
-51,4 |