Сложная природа качества определяет ее многозначность.
С учетом современных системных представлений качество, как философская (общенаучная) существенная, относительно устойчивая определенность целостности предметов, коллективов, систем, абстрактных преставлений. Качество есть существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным, и отличается от других. Другими словами, качество – это совокупность сущностных характеристик и свойств объекта.
Философское определение качества используется для познания и объяснения закономерностей, действующих в окружающем мире.
Социально- экономический же смысл понятия «качество» приобретает тогда, когда оно увязывается с потребностями.
Изложенные соображения приводят к целесообразности введения двухуровневого понимания качества: объективного (теоретического) и формального (прикладного). Под объективным качеством, следует понимать определение социально-экономического качества, данное выше. Формальное качество следует понимать как соответствие объекта (продукции, труда, производства и т.п.) требованиям, по которым он производится.
Разделение понятий качества на объективный и формальный уровни важно с точки зрения управления. Лишь в идеале объективный уровень может совпадать с формальным. Уменьшение разрыва между теоретическим и формальным уровнями качества является одной из основных целей управления качеством.
В итоге удовлетворение основной массы общественных потребностей осуществляется продукцией, выводимой на рынок в виде товара. Таким образом, степень удовлетворения этих потребностей определяется качеством продукции, обретшей форму товара. Отсюда качество продукции в системе видов качества следует считать основным или базовым.
Особым видом следует считать качество товара. Его целесообразно рассматривать как сложный вид. С точки зрения управления качеством наиболее значительными можно считать следующие виды качества: технологии, труда, производства, организации, корпорации, персонала.
Каждый из перечисленных видов качества должен иметь свое однозначное определение.
Качество технологии – способность технологии обеспечивать стабильные характеристики изготавливаемой продукции при минимизации затрат на ее выпуск.
Качество труда – способность труда достигать поставленной цели с минимальными затратами ресурсов.
Качество производства – способность производства выпускать продукцию без брака.
Качество организации – способность организации обеспечивать рациональное расходование ресурсов в достижении своих целей.
Качество корпорации – способность корпорации обеспечивать свое единство во времени и пространстве при гармонично-стабильном удовлетворении интересов членов.
Качество персонала – способность персонала как единого ресурса обеспечивать достижение целей организации.
Перечисленные виды качества не имеют непосредственной связи, но все, в конечном счете, косвенно влияют на качество продукции.
Качество товара определяется либо органолептическим методом (при помощи органов чувств), либо лабораторными исследованиями с использованием приборов, аппаратов, реактивов и других технических средств.
Относительно исследуемой продукции - пива (разных марок, сортов и видов), как товар имеет свою специфику, что предъявляет особые требования к контролю качества его ассортимента. Уникальность продукта связана с рядом свойств, полезных для человека. Раскрытию значимости пива способствовало ретроспективное исследование происхождения и развития потребления этого напитка.
Вопрос контроля качества и безопасности продукции по-прежнему актуален. Возможность гарантировать стабильно высокое качество пива становится ключевым конкурентным преимуществом на рынке.
Система управления ассортиментом и качеством товаров входит в качестве органической части в комплексную систему управления коммерческой деятельностью ЗАО «ТД Перекресток». В свою очередь СУАК включает три функциональные подсистемы: организацию планирования (прогнозирование) и исполнение, контроль и координацию, каждая из которых состоит из ряда элементов.
Рассмотрим поэтапно состав каждой из подсистем, входящих в систему управления ассортиментом и качеством товаров группы пива в магазине (табл.1.).
Таблица 1
Система управления ассортиментом и качеством товаров группы пива
Функциональные подсистемы |
Организация |
Планирование (прогнозирование) и исполнение |
Контроль и координация |
Элементы подсистемы организации |
Элементы подсистемы планирования |
Элементы подсистемы контроля и координации |
Организация информационного обеспечения |
Изучение внешних и внутренних условий и постановка проблем |
Анализ соответствия маркетинговых воздействий внешним условиям |
Организация методической помощи розничным торговым предприятиям в изучении требований потребителей |
Определение целей |
Оценка соответствия фактических маркетинговых действий принятой программе |
Организация кружков качества |
Планирование и осуществление маркетинговых исследований |
Контроль качества и ассортимента реализованных товаров |
Организация изучения отечественного и зарубежного опыта |
Разработка и осуществление маркетинговых действий |
Контроль качества на предприятиях-производителях |
Участие в научно-практических конференциях |
Составление сметы расходов |
Разработка мер по координации деятельности и корректировке программы |
Организация пробных продаж | | |
Организация правовой и претензионной работы | | |
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6