Социальная структура и ее изменение также оказывает воздействие на организацию. В последние годы социальная структура населения изменяется, что влияет в свою очередь на структуру конечных потребителей продукции предприятия и структуру производства.
Можно в целом сказать, что социодемографические факторы оказывают косвенное влияние на деятельность предприятия ОАО "БРТ".
Если вести расчет количественного влияния данного фактора на организацию, то можно сказать, что влияние данного фактора (по пятибалльной шкале оценок) может быть определено на уровне 2.
Технологические воздействия. Анализ технологического окружения связан с изучением влияния изменений, происходящих в современных технологиях, на функционирование всех структур организации и ее окружения, включая:
-товары и услуги;
- производственные процессы;
- информацию и связь;
- транспорт и распределение;
- общество, политику и экономику.
Наиболее существенное влияние технологического окружения связано с процессом технического перевооружения производства. Современные технологии производства резино-технических изделий достаточно дороги, что снижает возможности предприятия использовать цены для ценовой конкуренции без ущерба для собственного экономического развития.
Технический прогресс также влияет и на изменение производственных процессов. Появляются новые материалы, новые технологии производства, поэтому предприятие должно быть в курсе всех новинок и оперативно вовлекать их в собственное производство с учетом целесообразности таких действий.
Производство резино-технических изделий чрезвычайно фондоемкое и требует создания целого производственного комплекса с разнородными производственными процессами и разнообразными технологиями. Технологические изменения в одном из взаимосвязанных производственных процессов требуют изменений и в других. Следовательно, появление новых технологий и материалов требуют внесения технологических изменений во множество дорогостоящих технологий на предприятии.
В то же время необходимо отметить, что в настоящий момент приобретение конкурентных преимуществ на мировом рынке основывается на новых технологиях и постоянных обновлениях. Лидерами становятся те производители, которые своевременно реагируют на технологические изменения и внедряют новые технологии производства раньше своих конкурентов. Стратегия следования за лидером в сфере технологии оказывается для крупного предприятия (такого как ОАО "БРТ") неэффективной.
Более того, ускорение темпов научно-технического прогресса в настоящий момент влияет на все отрасли и предприятия и является базовым фактором формирования конкурентных преимуществ предприятия.
Фактор технологических воздействий для ОАО "БРТ" имеет существенное значение, так как технологии производства исследуемого предприятия находятся в зависимости от технологий основных потребителей (автопроизводителей) и какие-либо изменения в технологиях потребителей требуют соответствующих изменений на предприятии. При этом следует отметить, что такие технологические изменения у потребителей также формируются под влиянием фактора макроокружения. Несмотря на наличие определенных защитных мер отечественных автопроизводителей со стороны государства, в настоящий момент все более усиливается конкуренция с мировыми автогигантами, чьи технологии и возможности их быстрого обновления существенно опережают возможности российских компаний. Соответственно, появление на рынке принципиально новых технологий или изобретений ведет к технологическим изменениям многих крупных мировых автопроизводителей и усилению их позиций на рынке. Российские компании, осознавая необходимость таких изменений, не всегда могут оперативно внедрить новые технологии в производство. Если технологические изменения учитываются, то осуществляются они, как правило частично. Это, в свою очередь, требует изменения технологии производства комплектующих у смежных предприятий, и эти изменения происходят не своевременно, а как реакция на требования потребителей. Иначе говоря, технологические воздействия макросреды проявляются через цепочку потребителей и конкурентов, но в то же время носят глобальный характер (так как формируются в макросреде и воздействуют на всех участников рыночных отношений, но в разной мере).
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7