В современных условиях рыночной экономики в России
многократно увеличился ассортимент различных товаров, значительная часть
которого представлена продукцией недостаточно высокого качества и не отвечающая
современным мировым требованиям.
Ошибки при выборе товара, незнание его свойств,
характеристик, условий хранения, транспортирования, неправильная оценка его
качества могут обернуться для предпринимателя крупными потерями и убытками.
Поэтому, будущим предпринимателям необходимы основные представления о
товароведении различных групп товаров.
Рыночный успех отныне является главным критерием оценки
деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности
предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой
товарной политикой. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития
предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с
формированием ассортимента, его управлением и совершенствованием.
К решению задач товарной политики на любом хозяйственном
уровне необходим стратегический подход. Это означает, что любое решение в
указанной области должно приниматься не только с точки зрения текущих
интересов, но и с учетом того, как оно «работает» на конечные цели. Такой
подход требует концентрации усилий на главных направлениях.
На
современном этапе развития экономики России особую актуальность приобретают
вопросы улучшения управления ассортиментом товаров народного потребления в
розничной торговой сети. Развитие розничной торговли нуждается в создании
специальных служб по изучению и прогнозированию потребительского спроса,
формированию оптимального ассортимента товаров, анализу и определению
прогрессивных форм и методов розничной торговли на уровне региона, края,
области, района. При неукоснительной поддержке государственных и муниципальных
органов власти и в целях контроля розничной торговли, разрабатываются новые
виды изделий и товаров. Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно,
с минимальной затратой сил и временем приобретать нужные товары и услуги в
условиях свободного выбора и широкого ассортимента, недалеко от места работы и
жилья в удобном и нужном количестве.
Между
тем в настоящее время эта проблема решается далеко не в полной мере.
Предприятия промышленности недостаточно учитывают изменения спроса при
формировании своих производственных программ, а торговля в сложившихся условиях
не оказывает должного воздействия на промышленность по совершенствованию
производимого ассортимента товаров.
К
настоящему времени Российская пивная отрасль фактически сложилась как
обширнейшая область предпринимательской деятельности и получила в последние
годы новые импульсы своего развития. Пиво - самый древний алкогольный
напиток в истории человечества. Он занимает особое место в потреблении
напитков, имеет огромную популярность и широко распространен. Пиво -
освежающий, насыщенный диоксидом углерода пенистый напиток, приготовляемый
из зерновых хлебов с прибавлением хмеля. Популярность этого пенного напитка в
России очень велика и увеличивается ежегодно за счет великого ассортимента
пива. Умение грамотно, а главное, эффективно производить и торговать - это
тонкое искусство, в котором полагаться лишь на небольшой практический опыт,
здравый смысл и интуицию сейчас уже недостаточно. Процесс насыщения
потребительского рынка товарами и возрастание конкуренции требуют глубоких и
всесторонних знаний его основ в разрезе различных аспектов торговой
деятельности.
Многие
руководители, полагаясь только на собственный опыт проблемы со сбытом относят к
объективным, но на самом деле эти причины можно отнести смело к субъективным.
Опыт показывает, что на большинстве малых и средних предприятиях трудно
получить ответ на вопрос: «Какова ассортиментная политика Вашего предприятия?
На какие сегменты рынка ориентировано Ваше предложение? Каким ассортиментным
стратегиям Вы привержены?»
К
сожалению, руководство многих предприятий недостаточно представляет все
преимущества эффективной ассортиментной политики и управления качества, и
поэтому одним из направлений экономического роста страны является привлечение
внимания к данной проблеме.
Первостепенное
внимание должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, качество
товара, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры
товара, которая наиболее полно удовлетворила бы потребности определенных
категорий покупателей. Это направление приобретает особую значимость в нынешних
условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя
предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от
эффективности работы предприятия зависят все экономические показатели
организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в
конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в вопросах, касающихся
маркетинговой политики, владеет методами ее реализации и, следовательно, может
максимально эффективно ею управлять.
Актуальность
выбранной тематики дипломного исследования очевидна, так как при правильном
выборе ассортиментной политики торгового предприятия будет максимальным образом
удовлетворяться спрос его потребителей и в конечном итоге предприятие будет
рентабельным.
Целью
данной дипломной работы является разработка модели по совершенствованию деятельности
базового предприятия в области ассортиментной политики и управления качеством реализуемого
пива на примере ЗАО «ТД Перекресток».
Цель
работы предопределила постановку и необходимость решения следующих
взаимосвязанных задач исследования:
-
овладеть достаточными теоретическими знаниями в области товарного ассортимента
и ассортиментной политики;
-
определить особенности товарного ассортимента пива и его значение на розничном предприятии
торговли ЗАО «ТД Перекресток»;
-
проанализировать качество продукции на предприятии и управление им;
Объектом
данного исследования является Закрытое акционерное общество супермаркет « ТД Перекресток»
- один из крупнейших супермаркетов Ростова-на-Дону, а предметом -
ассортиментная политика и управление качеством пива, на розничном предприятии
торговли.
В
процессе исследования использовались экономико-статистический, факторный,
логический и ситуационный методы анализа. В качестве источников информации
использовались специализированная литература, фактические материалы
рассматриваемой организации, содержащие необходимую информацию для освещения
поставленных вопросов: уставные документы, бизнес-план, плановые задания по
объемам реализации, бухгалтерская и управленческая отчетность предприятия и ряд
других документов.
Структурно
дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. Во
введении обоснована актуальность и степень изученности исследуемой проблемы,
сформулированы ее цель и задачи.
Первая
глава посвящена теоретическому обзору: раскрывается сущность и содержание
ассортиментной политики, формирование ассортимента и управление качеством
товаров в розничной торговле, исследуются факторы, влияющие на выбор
ассортиментной стратегии.
Во
второй главе производится развернутый анализ деятельности базового предприятия в
области ассортиментной политики и управление качеством реализуемого пива. (На
примере ЗАО «ТД Перекресток»).
Состояние
вопросов, формирования ассортимента и управления качеством товаров в розничной
торговле